8 (8482) 48-55-62
касса музея
phone 8 (8482) 48-04-07
заказ экскурсий
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен, закрыть
phone
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
found

Первая презентация

В Тольяттинском краеведческом музее состоялась 1-ая презентация проекта ТКМ "Семейные АзБуки" (победителя Международного открытого грантового конкурса "Православная инициатива 2017-2018") перед профессиональным сообществом. Событие прошло на круглом столе "Белые пятна локальной истории", организованном Тольяттинским краеведческим музеем и Управлением по делам архивов администрации г.о.Тольятти в рамках двух крупных событий: региональной конференции "Татищевские дни в Тольятти" и Фестивалем "АрхивFEST". Оно объединило представителей архивной службы, краеведов, музейных специалистов, историков, философов, педагогов (в т.ч. профессоров, докторов и кандидатов наук, доцентов кафедр различных ВУЗов). Присутствовала на мероприятии и молодежь: студенты-историки, молодые ученые, старшеклассники. В составе участников: Управление по делам архивов администрации г.о.Тольятти; Тольяттинский государственный университет (кафедры "История и философия", "Педагогика и методика преподавания"), РГГУ, Поволжский государственный университет сервиса (кафедры "Философия, история и правоведение", "Дизайн и декоративное искусство"); Институт финансов, экономики и управления (кафедра "Менеджмент организаций"), Тольяттинский краеведческий музей, Городской музейный комплекс "Наследие", Музей ТГУ, Парковый комплекс истории техники им. К.Г.Сахарова, Тольяттинская библиотечная корпорация, "РО ММФС ЮНЕСКО в Поволжье", Ассоциация экскурсоводов и гидов-переводчиков Самарской обл., Ассоциация психотерапевтов и психологов Тольятти, Центр профессионального развития "Деловой подход" и др. Всего на мероприятии присутствовали 61 чел. (из них 41 чел. - представители профессионального сообщества, 20 чел. - студенты-историки ТГУ, старшеклассники тольяттинских школ).

На круглом столе выявлялись актуальные темы для будущих научных исследований, а также обсуждался проблемный подход к рассмотрению истории (который формирует новые "белые пятна" в, казалось бы, известных областях). Особо остро прозвучал тезис о "Тольятти как "потерянном тексте" (утрата культурного наследия в связи с переносом города в середине прошлого века в связи с великой индустриальной стройкой (ГЭС) и опытом СССР с его специфическим отношением к прошлому (вплоть до ликвидация фактов и артефактов). Профессиональное сообщество осталось единодушным в понимании необходимости воссоздания "потерянного текста", что называется, по крупицам. И здесь, кроме необходимости сбора и анализа документов эпохи (в т.ч. в архивах Петербурга, Москвы, Самары), необходим адекватный образовательный и методический инструментарий для трансляции документальной истории современникам и подрастающему поколению - в проблемном ключе.

Презентация проекта ТКМ "Семейные АзБуки" вызвала большой резонанс в профессиональном сообществе. Оказалось, его проблематика и инструментарий - восстановление нарушенных в СССР межпоколенных связей, формирование образа предка как значимого внутреннего объекта для подростка и семьи в 21 веке через специальную образовательную программу на основе документа музея и семейного архива - созвучны актуальной концепции современной истории и философии о "воссоздании потерянного текста" через установление связи с предшествующими поколениями. Особый интерес вызвало участие в разработке программы, кроме музейных специалистов, профессиональных психологов - членов Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти. Напомним, что тема "Психологические механизмы культурной идентификации в социокультурном пространстве музея" разрабатывается в ТКМ на протяжении последних 10 лет (работы по данной теме на основе реализованных проектов музея - победителей российских грантовых конкурсов защищены на кафедрах "Общей психологии" ТГУ, "Клинической психологии" МИСАО, издано методическое пособие (рецензировано на кафедре "Истории и философии" ТГУ), имеются публикации). Психологический инструментарий активно внедряется в современную музейную педагогику в проектно-программном режиме.

На презентации проекта были представлены продукты программы дополнительного образования "Семейные АзБуки" - настольные и ролевые игры на основе документа локальной истории, занятия-тренинги на основе семейного документа, музейные уроки; показан конкретный методический инструментарий. Апробация программы начнется уже в мае на площадке Тольяттинского социально-экономического колледжа и далее продолжится на базах Школы № 93, Музея, Воскресной школы храма иконы Казанской Божьей Матери Тольятти. В конце 2018 года технология будет транслирована на региональной конференции с участием интегрированного профессионального сообщества, занимающегося вопросами сохранения памяти (локальной/национальной и семейной истории в 21 веке).

Локусом программы является предок - разных поколений 20 века ("советский" и "досоветский"), а также его ценности, которые утрачивались из поколение в поколение в историческом времени (с учетом влияний 1917 г.) и которые передавалась по наследству через семейную традицию. Морально-нравственные выборы предков в особых исторических реалиях в программе проясняются, накапливаются (в т.ч. через исследование семейной истории по специальной методике) и рассматриваются как ресурс для современника. Особо акцентируется вклад предков (мужчина, женщина, ребенок) в дело сохранения собственной семейной системы на протяжении исторических перипетий 20 века (в опыте революции, мировых войн, репрессий, раскулачивания, героизации); выделяется опыт преодолений и поддержки в истории семьи. Ввиду обрывочных сведений в истории своей семьи в отдельные исторические периоды музейный документ и редкая книга, а также аналогичные документы из семейных архивов горожан выступают механизмом "восполнения утраченного текста" в связи с опытом предка. Они позволяют прояснить обстоятельства жизни, морально-нравственные выборы предшествующих поколений семейной системы, оказавшие влияние на историю и судьбу потомков, и через методику программы установить эмоциональную связь с тем (важным), которого (как бы) - нет.

Из отзывов участников круглого стола о презентации проекта "Семейные АзБуки":

  • "Ваша программа как раз работает с воссозданием "утраченного текста", установлением связи современника с предком - нужно лоббировать ее на уровне Департамента образования Тольятти, чтоб она широко внедрялась в школах", - В.М. Селиванов, кандидат философских наук, профессор кафедры "Философия, история и правоведение" Поволжского государственного университета сервиса,
  • "Методический инструментарий проекта очень интересен", - Руденко И.В., профессор кафедры "Педагогика и методика преподавания" Тольяттинского государственного университета,
  • "У меня возник вопрос: заинтересованы ли авторы проекта в увеличении количества экспериментальных площадок в рамках школ? Есть предложение предоставить нашу базу", - Самарин А.В., МБУ "Гимназия № 35",
  • "Интересна идея установления эмоциональной связи с предшествующими поколениями в программе "Семейные АзБуки". Меня удивило, через какие концепции игр устанавливаются связи с людьми, переживавшими те или иные события", - Силинтьев Алексей, учащийся 10 класса.

А проект - продолжается!

Видео-презентация проекта «Семейные АзБуки» на «АрхивFESTE» (презентация проекта "Семейные АзБуки" с 1.45)

ПАРТНЕРЫ

part1 part4  
part2 FDN1.jpg part4

 

icon vk ok

part5 part6