8 (8482) 48-55-62
касса музея
phone 8 (8482) 48-04-07
заказ экскурсий
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен, закрыть
phone
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
found

Поездка в село Винновка (16 ноября 2016 г.)

История села

Селение было основано чувашами в середине XVII века. Впервые оно упоминается при описании дворцовых сёл Самарского уезда 1671-1672 годах. Население села относилось к ясачным (государственными) крестьянами и в большей степени, состояло из беглых крестьян из центральных областей России. Среди жителей было немало переселенцев из числа крестьян Троице-Сергиевой Лавры. Их не возвращали обратно, но обязывали платить подати монастырю.

В 1768 году всю Самарскую Луку передали в собственностьбратьев Орловых. По договорённости между ними в 1794 году село отошло кФёдору Орлову, а в 1802 году — к Алексею Орлову-Чесменскому.

В 1769 году селение посетил ученый-энциклопедист, естествоиспытатель и путшественник Петер Паллас.

В 1770 году на средства прихожан в селении была построена деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. До постройки церкви селение считалось деревней и носило название Винная-на-ключе, после 1770 года именовалось село Богородское-Винновка.

После смерти Алексея Орлова в 1808 году село унаследовала его дочь — графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская, которая в 1843 году продала его удельному ведомству, управлявшему имуществом императорской семьи.

В 1838 году через Винновку пролегал маршрут братьев Чернецовых во время их путешествия по Волге. Сопровождавший их художник Антон Иванов-Голубой изобразил Винновку на одном из своих полотен.

В 1839 году в селе случился пожар, уничтоживший большую часть села, в том числе и деревянную церковь. При графине Орловой-Чесменской была начата постройка каменной церкви, которая прервалась в связи с продажей ею села. В 1848 году крестьянская община Винновки приняла решение об обязательном сборе средств со всех жителей на завершение строительства церкви. Строительство церкви было завершено в 1851 году. Помимо церкви в селе имелись два молитвенных дома старообрядцев.

В 1845 году село было передано под управление Новодевичьему приказу (позже Переволокскому) Сызранской удельной конторы, которым управлялось до отмены крепостного права. До 1851 года село относилось к Самарскому уезду, а с 1851 года — к Осиновской волости Сызранского уезда Симбирской губернии.

В XIX веке к основным занятиям жителей села относились сельское хозяйство, лесные промыслы, добыча извести и алебастра, изготовление кирпича, извоз, торговля и работа по поденному найму. При селе имелась пристань, осуществлялся перевоз через Волгу.

В 1867 году в селе было открыто народное начальное училище, уроки в котором вёл местный священник.

В начале XX века в селе М.Д. Маштаковым был построен алебастровый завод. В конце февраля - начале марта 1919 года в селе останавливается карательный отряд, участвовавший в подавлении Чапанного восстания.

В 1930 году в селе была церковь закрыта. Позже в здании церкви располагалось зернохранилище, столовая, хлев.

В 2003 году началось восстановление церкви. Сейчас в Винновке уже построен Свято-Богородичного монастырь Казанской иконы Божьей Матери.

О поездке

16 ноября 2016 года мы едем в село Винновку. Село находится на берегу Волги в живописной холмистой местности. Дорога к селу извилиста и гориста, вдоль дороги холмы и поля, засеянные озимыми. День был солнечным и морозным. На термометре -14 градусов.

Мы ехали по центральной улице (в селе она одна) и во дворе увидели мужчину, который посоветовал обратиться к самой старшей жительнице села - Быковой Валентине Алексеевне 1937 года рождения.

Валентина Алексеевна рассказала, что в 1956 году вышла замуж за коренного жителя села Александра Романовича и переехала сюда жить. Родители мужа также жители села Винновки. Сначала жили с родителями, затем построили свой дом с сенями и одной комнатой, там и ели и спали. Позже расширились, пристроили еще одну комнату, отделили кухню и большие сени.

Сама Валентина Алексеевна родилась и выросла в соседнем селе Ермаково. Начинала трудовой путь в рыболовецкой артели, работала учетчицей, кассиром. В Винновке была почтальоном. Муж Валентины Алексеевны был коммунистом, депутатом, председателем сельского совета. В этих селах проживают русские и все, что связано с традициями относилось к советским праздникам. Раньше был колхоз, а сейчас в селе нет ни магазина, ни больницы, ни школы. Очень многие жители уехали из села со слезами после закрытия школы, т.к. до села Осиновки 5 км., а транспорта нет» - рассказывает Валентина Алексеевна. Во время беседы она вспомнила про праздник советских времен, который отмечали всем селом осенью. Это престольный праздник села Казанской божьей матери. Собирались в клубе, пели, танцевали, затем ходили по домам друг к другу, угощались.

Из угощений основным блюдом были пироги, их пекли с разной начинкой. Варили холодец, пекли ватрушки. «Когда был жив муж, держали скотину, было мясо, любили стряпать пельмени, пироги с мясом. Муж умер в 1993 году, с тех пор живу одна, сын с семьей в г. Самаре живет. Продукты привозит социальный работник, а если в больницу, в город, надо много – 500 рублей в один конец» - сетует бабушка.

Валентина Алексеевна показала нам фотографии своей семьи, друзей, свадебную фотографию. Говорит, когда соберемся с подругой, то подолгу пересматриваем их. И нам она подарили несколько фотографий о жизни села и ее семье. Провожая нас, Валентина Алексеевна показала огород, пожаловалась на нового соседа, что строит дом, захватывает ее землю. Долго буду вспоминать теплое отношение к нам, посторонним людям, приветливость, скромность этой женщины.

Попрощавшись с Валентиной Алексеевной, мы проехали по селу, сходили в храм при мужском монастыре, прошлись по окрестностям села и поехали дальше, в Осиновку.

Валентина Котова

ПАРТНЕРЫ

part1 part4  
part2 FDN1.jpg part4

 

icon vk ok

part5 part6