Проект «DocLiber»
- победитель конкурса Благотворительного Фонда Михаила Прохорова «Новая роль библиотек в образовании», программный блок «Наука, образование, просвещение», благотворительная программа «Книжная культура».
Срок реализации проекта: с 1 июля 2021 г. по 30 июня 2022 г.
Цель – включение фондов «Редкие книги» и «Письменно-печатные документы» Тольяттинского краеведческого музея в образовательную систему города и региона.
Задачи:
1.Расширить сферу деятельности Тольяттинского краеведческого музея за счет межведомственного сетевого взаимодействия в области профориентации молодежи.
2.Способствовать повышению имиджа профессий: хранитель музея, научный сотрудник музея, реставратор, библиотекарь.
3.Реализовать программы практико-ориентированного курса предпрофильной подготовки, направленные на знакомство с профессиями библиотекарь, хранитель музея, научный сотрудник музея, реставратор на базе Тольяттинского краеведческого музея и учреждения «Библиотеки Тольятти», а также в дистанционном формате.
Уникальность проекта в том, что он является первым опытом системной и сетевой реализации программ курсов профориентационной направленности на базе муниципальных учреждений культуры региона. Особенность проекта состоит в интеграции музейных, библиотечных и образовательных ресурсов в условиях межведомственного взаимодействия.
Внедрение практики проекта осуществлялось по следующим направлениям:
1. Разработана практико-ориентированная программа курса предпрофильной подготовки «Книжные профессии. Перезагрузка» для обучающихся основной школы, направленная на формирование целостного представления о профессиях "библиотекарь", "хранитель музея", "научный сотрудник музея", "реставратор" в современных условиях.
2. Программа курса предпрофильной подготовки «Книжные профессии. Перезагрузка» утверждена Экспертным советом Регионального центра трудовых ресурсов Самарской области и реализована через централизованную систему предпрофильной подготовки обучающихся девятых классов образовательных учреждений региона посредством автоматизированной информационной системы Министерства образования и науки Самарской области «Трудовые ресурсы».
3. Реализация проекта на базе Тольяттинского краеведческого музея в on-line режиме предоставила возможность школьникам и широкому кругу заинтересованных лиц провести профессиональные пробы по отбору, хранению, реставрации, изучению книги и письменно-печатного документа как объектов будущей профессиональной деятельности.
Представленная практика позволяет существенно улучшить качество популяризации культурно-исторического наследия за счет перехода на принципиально новый уровень развития сетевого взаимодействия учреждений культуры и образования.
Качественные итоги проекта:
1.Расширена сфера деятельности Тольяттинского краеведческого музея за счет межведомственного взаимодействия
2.Оптимизированы условия хранения коллекций музея за счет приобретения коробов и папок из бескислотной бумаги (картона)
3.Расширена аудитория Тольяттинского краеведческого музея
4.Разработанная программа способствовала повышению имиджа "книжных" профессий среди молодежи
5.В образовательную систему г. Тольятти и региона включены предметы коллекций Тольяттинского краеведческого музея
Несмотря на трудности, возникшие в связи с введением комплекса ограничительных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Самарской области https://pravo.samregion.ru/wp-content/uploads/sites/2/2021/10/2210_258.pdf (в феврале 2022 г. музей полностью был закрыт для посетителей), расширение целевой аудитории происходило, в том числе за счет реализации проекта не только в очном, но и в дистанционном формате. Вместе с детьми курсы дистанционно смогли посетить их учителя, родные и друзья.
Примеры качественных сдвигов в работе целевой группы: это приобретение участниками проекта знаний об истории книги, культуре обращения с ней; приобщение целевой аудитории к краеведческой литературе из коллекций «Редкие книги» и «Письменно-печатные документы»; получение профессиональных проб в сфере деятельности «книжных профессий»: библиотекарь, научный сотрудник музея, хранитель музея, реставратор; активизирован поисковый интерес в области краеведения; проект способствовал коммуникации и сетевому межведомственному культурному обмену систем образования и культуры; у целевой группы появилась осознанность высокой роли книги в освоении истории родного города и края; проект способствовал выбору будущей профессии, развитию творческих навыков в совместной работе родителей и детей.
Таким образом, цели проекта были достигнуты и даже расширены за счет привлечения к проекту более широкой аудитории.
Презентационный ролик проекта "DocLiber"
Администрация города на презентации проекта "DocLiber"
Елена Пынчук, автор и руководитель проекта «DocLiber», (8482)485568