Советский предок

Статья в журнале "Музей"

Shkola 2Предлагаем Вашему вниманию статью в ж."Музей" (Москва) о музейной игре, созданной в проекте "Здравствуй, советский предок" Тольяттинского краеведческого музея.

Игра позволяет восстановить связь поколений и ценностный обмен между предками и несколькими поколениями потомков за 100 лет. Играют: подростки, молодежь, взрослые, семьи, эксперты и специалисты в области музейной практики, педагогики и психологии. Возможен музейный десант на площадки города. Заспись по тел. 48-55-63


КАК ГОВОРИТЬ О ПРОТИВОРЕЧИВОМ ОПЫТЕ

Тольяттинский краеведческий музей в своей проектной деятельности не раз обращался к острым и противоречивым темам. В 1999 году в партнерстве с Тольяттинским наркологическим диспансером и видными дизайнерами и психологами города была создана передвижная интерактивная выставка-лабиринт по профилактике подростковой наркомании. Она экспонировалась в шести городах страны и на международных Красноярских биеннале получила диплом «за лучший образовательный проект». Однако, вопрос «Не есть ли выставка о социальном зле одновременно форма его пропаганды?», остался.

G museum 1Следующим был российско-германский выставочный проект «За и против», который представлял письма советского и немецкого солдат, участников Второй мировой войны. Тольяттинский ветеран Иван Большаков через полвека после войны написал в Германию письмо, начинавшееся так: «Здравствуй, человек, которого называют моим врагом» (начало письма идентично названию музейной акции, на которую из участников откликнулся не только он, но и бывшая в оккупации девочка, спасенная от расстрела «фашистом»...). Но и после этого проекта остался вопрос: «Не является ли «очеловечивание» представителя армии фашистской Германии популяризацией фашизма?».

Потом музей создал целую линейку проектов (в том числе, при содействии Государственного Русского музея) по интеграции в социум инвалидов и других людей «с особыми нуждами» («Я-здесь!», «Играющий в героев», «Дома на деревьях»). Успешная реализация этих проектов посеяла вопрос: «Не является ли кратковременный творческий проектный музейный опыт наносящим «травму гармонией» тем, кому и без того тяжело жить на свете»?

И хочется молча воскликнуть: «Товарищи музейщики, герои! А надо ли?.. этично ли?.. не антигуманно ли?.. будоражить современников, живущих в обществе, все более теряющем ориентиры, форматами и темами, не вписывающимися в систему и не являющимися системой?». С другой стороны, что еще делать в кризис, как не осмысливать его, не противостоять ему и вдруг - ни с того ни с сего, не вскочить на его крутую волну, дав себя опрокинуть?.. Пожалуй, я бы определила социокультурный проект как идеальную модель встречи человека с самим собой в мире, противоречивом по своей природе, цельным в дуалистичности: день - ночь, добро - зло, принятие - отрицание, война - мир, успешность - старик и море. И в этом цельном зрелом и инфантильном мире целый ряд явлений не могут быть оценены и определены однозначно. Казалось бы, у музея есть спасительное: факты, артефакты. Как есть у музея и опасное, неизбежное: разность их интерпретации и предъявления, свойство фактов изменять значение содержания - во времени, от соприкосновения с тем или иным сознанием.

G museum 3Новый проект музея «ЗДРАВСТВУЙ, СОВЕТСКИЙ ПРЕДОК!» основан, как ни странно, на предыдущем противоречивом проектном опыте музея. Он погружает посетителей в очередной «узел» - в реалии 100-летней давности, в опыт самого первого - «нового», советского человека, какого еще не видел мир. Это иллюзия, что революция закончилась 100 лет назад - она жива в каждом потомке советского человека по законам психогенетики, на основании родовых связей, усвоенных сознательно и бессознательно паттернов поведения, ценностей, мифов семьи. Здесь - в «точке начала» - кидают «новые» зерна, которые дадут плоды; здесь еще можно сравнить «новое» со «старым»; здесь возникают сильные чувства - от соприкосновения со следами «нового» в себе, внезапно обнаруженного через 100 лет после того, как оно свершилось. Казалось бы, откуда?..

Одной из форм проекта является игра-реконструкция «Школа газетного молодняка» о специфике подготовки новых пролетарских журналистов, часто, малограмотных, без какого-либо опыта создания связанных публицистических текстов. Игра создана на основе редкой книги из фондов музея «Как и о чем писать в газету» (1923 г.) и дневников ставропольчан, принимавших участие в установлении советской власти (первая публикация).

Длится игра 45-60 минут. Есть три ее версии: для подростков, для взрослых, для семейной аудитории. Ее цель - восстановление межпоколенческих связей, расширение представлений об исторических реалиях советского культурного наследия, глобально - принятие ближайшего предка (советского) с его противоречивым опытом, неравной битвой на поприще невидимых личных выборов, влияющих на судьбу, на ближайшее социальное окружение. Ход игры незамысловат. За стол, покрытый скатертью с коллажем из советских газет, усаживается «молодняк», тесным сплоченным кружком. В руках ведущего, руководителя «Школы газетного молодняка», колокол, а на голове - газетная треуголка с красной звездой. Голос его могуч и громогласен. Ритм речи отрывист и порывист. Сама же речь пафосна и изобилует речевыми «штампами» 1920-х: про мировую революцию, про нового человека, про разрушение старого мира «до основания», особо - про врагов, которые «против нас, потому что не с нами» и которых надобно знать в лицо и по фамилии. Ученики «Школы» тоже получают «треуголки», которые можно, впрочем, надеть не как наполеоновскую шапку, но как советскую пионерскую или солдатскую пилотку.

Первая часть игры по сценарию - митинг за новую советскую печать. Из агитационной позы Ильича с соответствующей резкой жестикуляцией, громко, короткими фразами участники воспроизводят оригинальные тексты о значении новой печати, нового слова, нового мира, о своей миссии нового человека. Измененный облик людей, их измененная речь, грохочущие комментарии ведущего, размахивающего руками, с ритмично повторяющимся указательным жестом «вперед и вверх» (в направлении светлого завтра, со счастьем для всех) изменяют пространство реальности - физической и психической... (погружение, надо сказать, по определению - суггестивный опыт).

В зале экспозиции «ХХ ВЕК: СТАВРОПОЛЬ-ТОЛЬЯТТИ», где проходит игра (а со стен смотрят ставропольчане, вставшие «в полный рост»), возникает иллюзия присутствия Великого Октября и его реалий. Собравшиеся за столом невольно понимают, что попали во время, когда ВСЁ уже случилось: Царя нет - Советы есть, старой России нет и ... новой тоже. Нет ни профессиональных газет, ни журналистов, ни читателей, ни каких-либо стабильно работающих институтов; есть Мечта, Миссия, Герой (и он - ты!) и штамп - Жизни во имя будущего и для Неё. Есть битва и война за счастье будущих поколений, до самоотречения, со страхом кровавой расправы за инакомыслие, с последним шансом стать из «Никем» - «Всем» (данным однажды, но на всю жизнь - как личностно осуществленный выбор).

G museum 2После митинга за советскую печать и принятия миссии советского «газетного молодняка» (с предупреждением о последствиях - в том числе о преследовании редакцией за клевету) ученики разбирают примеры заметок, написанных почти 100 лет назад: «как можно писать в газету» и «как нельзя писать в газету» (оригинальные реплики из упоминавшегося издания 1923 года). Конечно, о наболевшем - о разрухе, о крестном ходе, об отелившейся после страшного голода Поволжья Буренке - писать нельзя. Писать можно о праведном гневе - на врагов строительства нового мира и о новом опыте советской страны. В завершении части игры с «погружением» газетный молодняк, как Отче наш, учит «10 заповедей» рабочего корреспондента. Новички идейно и политически подкованы и рвутся в бой: о чем писать?! дайте материал! перо! лист!

Звонит колокол. Звонит тихо, едва-едва. Ведущий снимает наполеоновскую шапку героя, меняет тембр голоса на мягкий и вкрадчивый... Для написания заметок в газету предлагается шесть историй из дневников ставропольчан, принимавших участие в установлении советской власти: с сохраненной стилистикой текста и реальными фактами повседневности. Опыт этот такой, что часто о нем и не рассказать детям или внукам, не встретишь его в книгах и фильмах. Личные истории, которые рассказать можно только белым листам дневника, тетрадям воспоминаний, опубликованны впервые. Каждая история изложена на отдельной карточке и имеет «говорящее» название: «Мальчиш-кибальчиш» о детстве мальчика в Гражданскую войну; «Стыдно» о командире карательного отряда красных и его поступках в отношении односельчан (например, ссылка в Сибирь учительницы за хранение портрета царя), приведшие в итоге к сумасшествию; «Как зреет революционер» о юности участника трех революций, его членстве в нелегальном кружке в доме собственного отца, замышляющего и осуществляющего убийство полицейского, обернувшееся личной пыткой и трагедией для убийцы; «Бедный Йорик» о дореволюционной бедности, в поколениях, граничащей с нищенством и отчаянием. На выбор игрокам предлагаются и другие истории, например, про ставропольского священника. Он в Гражданскую войну красных в храме прятал от расправы белых, потому что один сын его был - за красных, а другой - за белых, и никак не мог он это противоречие «этично - не этично» разрешить, без ухода в тишину, где нет ни тех, ни других, ни крови, ни правды, ни расправы, ни наказания, а все, что есть - ты, Один...

Участникам игры предлагается на основе одной из этих подлинных историй написать две заметки в газету. Одну - «как можно писать в советскую газету», а другую - «как в советскую газету писать было нельзя». Приведу пример заметки в формате «Как нельзя писать в советскую газету» тольяттинской поэтессы Елены Шустровой по мотивам истории о «Мальчише-кибальчише». Это мой любимый текст из архива игры: «Ужас сковал Ставропольский край (прим. - вообще-то, уезд). Убийства и грабежи охватывают уже подавляющее большинство населенных пунктов. Пишет вам, уважаемая редакция, 10-летний житель Ставрополя. На моих детских глазах происходит самое страшное - брат поднял оружие на брата. Ежедневно испытываемый страх уничтожения, насилия поражает мой детский мозг. Помогите, люди!». Тишина, повисшая в воздухе после прочтения автором текста, была именно - Той. В ней живет неназванное, но - означенное. Написано коротко и - ясно. Как учили. Но через сто лет. Возвращенное на круги...

Вспоминается, как у одного участника игры все время падала газетная треуголка; он вздрагивал от орущего голоса митингующего ведущего и приговаривал, как встарь: «Тятенька, не убивай», не произнося при этом ни слова. Эпоха... и ты. Встретились. Не знаешь, как поздороваться...

К вышеозначенному стоит добавить, что среди предлагаемых в игре историй есть и радужные, например, «О счастливых детях революционера» (у участника трех революций дочь стала библиотекарем, один сын - оперным певцом, а другой - ученым). Эту историю любят выбирать пенсионеры.

И все вроде бы хорошо. Или плохо?

Любовь Черняева, Тольяттинский краеведческий музей

График_работы

вторник - воскресенье с 10.00 до 18.00,

среда с 10.00 до 21.00,

понедельник - выходной,

последняя среда месяца - день бесплатного посещения для детей до 18 лет,

последняя пятница месяца – санитарный день.

thumb logo RPGU 2a

Logo bus gov

logo_mkrf

icon_pfo

logo minKult  

logo

Музеи России

Встречайтесь

Информационная_поддержка

thumb CTC logo

logo_primemedia
thumb ПС logo 1

Togliatti logo-01