"Семейные АзБуки"

Статья

СТАТЬЯ (с иллюстрациями) в PDF формате

Ресурсы психологии и музейной педагогики для восполнения "белых пятен" семейной истории:

практические советы для постсоветских поколений

Любовь Черняева, клинический психолог, член Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти, старший научный сотрудник Тольяттинского краеведческого музея.

Эрик Фромм обозначил "потребность в корнях" как базовую для человека. Включение себя в цепь поколений предков дает современному человеку чувство принадлежности, эмоциональной стабильности, безопасности; рассматривается как ресурс культурной идентификации; является условием обретения идентичности, целостности (ты теперь не просто так "оторви и выбрось", "опять с чистого листа", а "представитель рода"). Открытие себя в связи с "корнями", "корневой культурой" (или, в связи с предками) является надежным средство против унификации/психологической и моральной дестабилизациии в условиях глобализации. В общем, с точки зрения психологии, дело это полезное и нужное, потому что влияет на качество жизни и формирует качественно новое восприятие "Я" - в связи с историей своей семьи, которая неразрывно (о, чудо!) связана... с историей нашей страны (России, СССР). Выражаясь образно, в твое личное настоящее - (постмодернистское!) - приходят предки, со своими историями, ценностями, морально-нравственными (в т.ч. безнравственными) выборами, поступками, совершенными в повседневности, плоды которых видны тебе сегодня (более того, ты узнаешь их след в своих близких и даже... в себе самом!). По сути, через тебя, твое намерение обратиться к предку, твое участие происходит восстановление нарушенной в СССР связи поколений.

Несмотря на то, что после распада СССР рисование "древа рода" ("древа семьи", "генеалогического древа") стало повальным увлечением, профессиональным инструментом ряда специалистов (психологов, родологов, педагогов, историков), вновь обретенная традиция во множестве версий проникла в школы, на городские конкурсы по линии Департамента образования, на телевидение (выходили программы о рабочих династиях Тольятти - токарей, слесарей), проблему восстановления межпоколенных связей в постсоветской постмодернистской России нельзя считать закрытой. Скорее, она есть более чем актуальная проблема-проблемища. И подходить к ней надо подготовленным и, все-таки, при вовлечении соответствующих специалистов (и, лучше всего, психологов - их этому учат в ВУЗах).

Поделимся опытом проекта "Семейные АзБуки" Тольяттинского краеведческого музея (победителя Международного открытого грантового конкурса "Православная инициатива 2018-2019"), партнерами которого является Ассоциация психотерапевтов и психологов Тольятти и Храм в честь Казанской иконы Божией Матери г.Тольятти (известно, что именно церковь до революции хранила сведения о родовых связях). Представим авторский коллектив, разрабатывавший методику программы "Семейные АзБуки": Любовь Черняева, старший научный сотрудник Тольяттинского краеведческого музея, клинический психолог, арт-терапевт, член Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти (АПиП); Анна Смирнова, психолог высшей квалификационной категории, семейный психолог Городского центра психотерапии «Мой мир», член АПиП, ведущий специалист Управления опеки и попечительства Департамента социального обеспечения администрации г.о. Тольятти; Иерей Михаил (Желтиков), клирик храма иконы Казанской Божьей Матери, г.Тольятти.

В проекте есть как открытия о состоянии семейной истории в опыте тольяттинских семей и подростков, так и практические инструменты восполнения невосполнимых другими средствами "белых пятен" семейной истории (программа, разработанная на стыке истории, психологии, документоведения, музейной педагогики командой специалистов разного профиля). Программа "Семейные АзБуки" апробировалась в школе, колледже и музее. Она нацелена на восстановление нарушенной в СССР связи поколений и формирование значимого образа предка (открытие его как личной и семейной ценности), фиксирует вклад советского и досоветского предка в современника (свойства и качества личности, ценности, модели поведения). Мало кто из современников знает, что отрекаться от прошлого (все равно, какого - дореволюционного, или советского), обесценивать его (обесценивать предка, историю), начинать жизнь "с чистого листа", или привычка быть героем (войны, труда, революционного переиначивания мира), энтузиастом и вдохновенным строителем "нового светлого будущего" без реальной оценки настоящего (и прошлого) - это ценности, установки и модели поведения, которые являются "наследством" советского прошлого; они транслировались и усваивались в советских семьях и в советском обществе новыми поколениями и передавались "по наследству" потомкам, рожденным в постсоветское время (плюс к этому пришибленным ценностями постмодернизма, в котором универсальных, вечных, ценностей нет - могу прошлое ценить, могу не ценить, могу отца уважать, могу в лицо плюнуть (имею право!).

Главное открытие исследовательского и апробационного этапа проекта в том, что современным людям знакомо, как правило, 2-3 поколения предков (остальное - исключение). Прапра- или прадедушка современного подростка - участник или свидетель Великой Отечественной войны, то есть 1941- 45 г.г. для него - уже (!) запредельная древность. В ходе проекта стало известно, что подростку, как правило, неизвестно (или очень плохо), что было до ВОВ и после нее в нашей стране. чем страна (кроме победы в ВОВ) может гордиться, и какие исторические события приходятся на жизнь родственника - предка из истории семьи, даже если известны даты его жизни. Это значит, соотнести национальную историю и историю своей семьи для многих современных людей затруднительно или невозможно. История предка в восприятии совремнника часто выглядит как история страны (в которой единственное достижение - победа в ВОВ): кроме того, что он кого-то родил из родственников, о нем часто ничего и не вспомнить. И непонятно, надо ли.

Второе, по значимости, открытие в том, что современные атеисты уверены, что и до революции в их роду были атеисты. Откуда атеисты взялись и на каком этапе истории (на ленте времени), мало кто в курсе. И откуда атеизм взялся в их жизни как мировоззрение, никто и не задумывался. И непонятно, а надо ли.

Дабы не распыляться в оде тотальному беспамятству (в национальном, локальном, семейном и индивидуальном масштабах), перейдем конкретно к практике (и методике): КАК ПРАКТИЧЕСКИ ЗА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ ВКЛЮЧИТЬ СЕБЯ В ЦЕПЬ ПОКОЛЕНИЙ ПРЕДКОВ И ОТКРЫТЬ ПРЕДКА КАК ЛИЧНУЮ И КАК СЕМЕЙНУЮ ЦЕННОСТЬ, НЕПРЕХОДЯЩЕЕ И УНИВЕРСАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ, даже если ты не знаешь ни семейную, ни национальную историю - чтоб ощутить радостное (!) чувство (!) стабильности (!) от переживания своей принадлежности к "корням" и удовлетворения базовой (по Фромму) потребность "в них", без удовлетворения которой целым и круглым - настоящим человеком - никогда ты не будешь.

Методику для практику представим в таблице, в которой максимально упрощено все, что только можно.

ЧТО делаю

КАК делаю

ЧТО получаю на выходе / на ЧТО обращаю внимание

Шаг 1

"Спроси у родителей о происхождении своего имени"

Варианты:

а) Ты можешь быть назван в честь бабушки, дедушки, другого родственника - узнай, почему, кем, каким был этот человек, что он значил для семьи.

б) Ты можешь быть назван в честь святого (это традиция - христианская, была распространена до революции 1917 г. в традиционном патриархальном обществе, то есть, во многих поколениях твоих предков в период с 988 г. по 1917 г.) - узнай о качествах и человеческой жизни святого, имя которого ты носишь.

в) Ты можешь быть назван именем вождя Великой Октябрьской социалистической революции или героев - революции, войны, труда, пионеров-героев, комсомольцев-героев (героев как мужского, так и женского рода) - узнай их судьбу и мотивацию тех, кто выбрал это имя для тебя;

г) Ты можешь быть назван "назло" и "вопреки" существующим и привычным традициям, распространенным именам: Людвигом, Софи, Джанеттой, Революцией - узнай, зачем через твое имя выбравшие его для тебя хотели подчеркнуть твою особенность, противопоставив тебя миру.

д) Ты можешь быть назван своим именем просто потому, что оно благозвучно и нравилось назвавшим тебя им - ничего не спрашивай ни у кого.

В результате "Шага 1" прояснится следующее:

1. Если ты назван "по святцам" (именем святого) - значит, для твоей семьи важна традиция, ценности тех людей, которые жили прежде (членов твоей родовой системы) и, кроме этой традиции, уважения к ней, тебе хотели сообщить силу и поддержку небесного покровителя, к которому ты можешь обращаться в жизни.

2. Если ты назван именем советских лидеров или героев, значит, твои родители (или родственники, назвавшие тебя так) разделяли советские идеалы (грандиозного героического и самоотверженного строительства светлого будущего - вплоть до самоотречения и самопожертвования); либо они проявили себя как конформисты, поддавшись веянию времени, или уговорам работников ЗАГСа (тем более, если твой день рождения пришелся на юбилей вождя мировой революции (В.И.Ленина); либо они оказались под влиянием "советских традиций" сообщать детям имена героев - наделить их "героическим духом" (революции, переустройства мира, устремленностью в светлое завтра, не замечая трудности и существенные упущения сегодня и вчера).

3. Если твое имя "нездешнее" - у тебя в жизни особая миссия, помни это; ты, возможно, даже и не просто рядовой человек, а - царь, или принцесса! Часто такое бывает в неполных семьях, когда именем ребенка нужно компенсировать утрату (ушедшего родителя, и, соответственно, оставшегося).

4. Если ты назван "просто так", "по благозвучности имени" - то ты никому ничего не должен, тебя родили - и радуйся.

Шаг 2.

"Построй семейное древо и собери известную твоим родным историю семьи"

Как строить "генограмму" ("родовое древо", "семейное древо", "генеалогическое древо" - смотри в интернете, но лучше - в учебнике по семейной психологии).

Важно:

а) Мужчину рисуй справа, женщину - слева; каждое следующее поколение рисуй "на ступеньку" выше строго на одной горизонтальной линии; правильно рисовать снизу вверх (родственники уходят "на небеса", как верили наши предки, которые и придумали генограмму) - нарисуй все (!) поколения, которые (пусть даже частично, пусть даже с пропусками) помнит твоя семья.

б) Под каждым предком (где возможно) напиши имя, годы жизни, место рождения и смерти, профессию/род занятий, главные достижения; укажи вероисповедание и сословие (последнее было распространено до революции 1917 г. - духовенство, дворянство, крестьянство...);

в) Не грусти, если больше 2-3-х поколений ты никого из своего рода не знаешь: поставь выше последнего известного тебе поколения троеточие (предшествующие поколения точно были (!), просто тебе они неизвестны); если родственники сообщили тебе, что кто-то из твоего рода был сослан в Сибирь, раскулачен, расстрелян, репрессирован, был крепостным (но тебе неизвестны имена, даты) - просто напиши выше троеточия эти слова (это конкретные следы их присутствия, сохранившиеся в устной истории семьи и впервые записанные тобой);

г) Запиши на отдельном листе 2-4 "потери" из истории своей семьи - истории, когда твои предки попали в очень трудную жизненную ситуацию - утраты, насилия, лишения (кормильца, статуса, дома, безопасности); и как они ее преодолели; кто в этой ситуации внес особый вклад в сохранение и восстановление жизни семьи или родственников; напиши итог: что приобрела семья в результате этой потери (чему научилась, какое качество, свойство, модель поведения, установку усвоила);

д) Проанализировав даты жизни предков, напиши, участником или свидетелем каких крупных исторических событий (из истории страны) они были (это задание можно сделать "по поколениям"): революция, гражданская война, коллективизация, раскулачивание, репрессии, индустриализация, ВОВ, великие индустриальные стройки коммунизма, комсомольские стройки ..., принятие христианства на Руси, междоусобные войны князей, татаро-монгольское иго...

е) Сделай упражнение-медитацию, в одиночестве, используя воображение: встань, закрой глаза, представь, как сзади подходят твои отец и мать, становятся позади тебя, следом к каждому из них подходят его родители (не торопись, пусть каждое поколение встанет и немного постоит на своих законных местах), потом - их родители; так построй поколения своего рода настолько "далеко", насколько тебе позволит это сделать твое воображение. Какие-то родственники будут тебе знакомы - ты их видел лично или на фотографиях, другие возникнут смутно, как силуэты. Наблюдай за своими чувствами - они будут изменяться. Побудь со своим родом несколько минут, ощути его силу, теплоту, заботу, которая льется сквозь поколения. Мысленно поблагодари свой род за то, что он есть, за поддержку и затем открой глаза. Напиши на бумаге чувства, которые возникли у тебя в этом упражнении (полезно нарисовать себя до упражнения и после него, когда ты был в ряду нескольких поколений (как ты увидел это в своем воображении).

В результате "Шага 2":

1. Ты построил свою родовую систему - в поколениях, используя реальные знания твоей семьи и их образ (ибо они были в реальности, иначе тебя бы не было).

2. Ты расширил границы "Я": у тебя есть поколения твоего рода. Это значит, в тебе есть их гены, а также - установки, ценности, программы, модели поведения (в психологии это называется "поведенческие паттерны" - они бывают положительными и отрицательными (осознание последних поможет исключить их и не использовать как автоматизированные неосознаваемые программы); эту тему в психологии исследует направление "психогенетика").

3. Ты оказался в цепи заинтересованных в тебе людей: ты - их потомок, ты - член их большой семьи. Этим людям знаком весь возможный опыт, который есть (бывает) в человеческой жизни; у твоего рода есть колоссальный ресурс проходить сквозь труднейшие исторические этапы, семейные и личные обстоятельства, сохраняя род и жизнь своих новых поколений. Ты можешь в трудную минуту через свои чувства и благодарность обратиться к их опыту, к силе их преодолений, конструктивных решений, ощутив силу жизни, доступную твоему роду.

4. Твоя семейная история связалась с историей страны: ты видишь, что жизнь разных поколений твоего рода связана с величайшими историческими событиями, которые, так или иначе, затронули всех.

5. В истории твоей семьи ты узнал опыт утрат (кормильца, статуса, дома, безопасности и др.), через который прошли разные поколения. Одновременно, ты переформулировал опыт потерь в опыт приобретений (что осознала, приобрела семья, чему научилась). Это значит, при встрече с горем (неизбежным в каждой человеческой жизни, часто - неоднократным) ты можешь выбирать - фиксироваться на потере и жить с позиции жертвы; или проживать, оплакивать горе, как много раз делали это твои предки, и "воссоздаваться из пепла", не ожесточаясь, сохраняя или воссоздавая все лучшее, что есть в жизни, давая жизнь новым поколениям, оберегая их всеми доступными им (!) средствами.

По законам психологии, потомок не может судить своих предков (так он блокирует собственную психическую энергию, необходимую для развития). Психологическая зрелость наступает тогда, когда потомок благодарит предка - за жизнь. (Проще говоря: "Если можешь - сделай лучше в своей семье").

В общем-то, здесь можно остановиться: символически ты уже включил себя в цепь поколений предков! Поздравления!

Если ты хочешь углублять свои "корни" дальше, не только чувствовать, но и осмыслять их - двигаемся дальше! Вперед, дружище!

Шаг 3

"Обозначь своих предков на исторической ленте времени"

Это упражнение позволяет реконструировать присутствие твоих предков на исторической ленте времени (даже если сведения о них не сохранены в семейной истории):

а) Нарисуй по центру листа горизонтальную линию (можно со стрелкой "в будущее") - это "Лента времени". Мы будем использовать деление исторической "Ленты времени" на два больших принципиальных отрезка: традиционного патриархального общества и нового советского общества (с новыми советскими традициями). Вообще, традиционному патриархальному обществу много тысяч лет, но мы обозначим период с 988 года (принятие христианства на Руси; христианство наделило патриархальную семью образом мужа - "наместника Бога" для своей семьи, который заботится о жене как о "своей (собственной!) плоти"). Второй принципиальной точкой на "Ленте" станет 1917 год (Великая Октябрьская социалистическая революция, положившая начало "новому" - советскому миру, который должен был разрушить старый "до основания"). Третья точка - 1918 год (точка. в которой мы сейчас находимся). Также обозначим ВОВ (1941-45 г.г.) - во-первых, потому что о ней все знают, а, во-вторых, чаще всего, далее этой точки известная сегодня семейная история (сохраненная в семьях) распространяется весьма редко.

б) Период с 988 г. по 1917 г. подпиши словом "Христианство", а период после 1917 г. - словом "Атеизм". Посчитай, сколько (примерно!) поколений твоих предков жили в два обозначенных периода: 1 - в мире, где нормой была мысль "Бог есть" (Религия до революции - ценностное основание мироустройства (культуры, политики, образования); 2 - в мире, где нормой является мысль "Бога нет" (человек - Вождь, Герой - встает на место Бога, Идеология - новые, авангардные, идеи мироустройства - системообразующее начало, которое проникает в политику, образование, культуру, формируя повседневность и новых, советских, людей). Теперь нанеси эти две цифры (примерное число поколений твоего рода) на один и на второй отрезок - посмотри, во сколько раз первая цифра превышает вторую. Упади в обморок!

г) Теперь посчитай, сколько всего поколений твоего рода (используя полученные выше цифры) жили в период с 988 г. по 2018 г. Обозначь эту цифру на рисунке! (Послушай, даже если они жили не в России, они все равно были на "Ленте времени" в обозначенный период, и даже если они были не христианами, до революции 1917 г. они все - все эти поколения твоего рода - верили в Бога (даже если и были редкие исключения) - пиши цифру!). Теперь отними из нее то количество поколений, сведения из которых тебе удалось собрать, рисуя "Родовое древо". И упади, все-таки, в обморок! И пусть последней вспышкой твоего угасающего сознания будет мысль: "Мое "Древо" имеет очень, очень, глубокие корни! Я никогда не думал, насколько ........................................... "

В результате "Шага 3":

1. Ты дифференцировал (отличил) два мира, в котором жили твои предки - "советские" и "досоветские". Ты увидел, что это совершенно разные миры: досоветские предки твоего рода жили в мире, который управляется Богом, а советские предки - в мире, который управляется человеком (вождем, партией - на основании "новых", авангардных, идей, без опоры на традицию и даже ее разрушение, отрицание или - стилизацию до эстрады и лубка в поделках).

2. Ты два раза падал в обморок. Первый раз - когда увидел, что предков из твоего рода, которые имели религиозное сознание, жили в традиционном патриархальном обществе, в котором муж отвечал за свою семью перед Богом, а главное назначение женщины - мать) гораздо больше тех, которые жили в атеистическом советском мире (где "от каждого - по способностям" и где "кто не работает - тот не ест"). Второй твой обморок был от счастья: у тебя есть корни! (Корневища!) (о которых ты даже не подозревал, дружище).

Ты, как и в предыдущем упражнении, снова оказался в цепи поколений - но уже на исторической "Ленте времени" длиной в 1000 лет!

(Вынесите героя :-).

Шаг 4.

"Сравни две модели семьи: традиционную патриархальную (распространенную до 1917г.) и новую советскую (бытовавшую в СССР). Найди в своей нынешней семье наследие той и другой"

1. Выбери из модели традиционной патриархальной семьи те характеристики, которые ты узнаешь в своей семье, которые дошли до тебя через века и даже через опыт СССР (выпиши или подчеркни их).

Характеристики патриархальной семьи:

- Мужчина - глава семьи;

- Женщина - мать, помощница мужа;

- Мужчина полностью обеспечивает своих родных, жена следит за бытом;

- Супруги не могут поменяться ролями;

- Детей растят в строгости, воспитывая в них чувство уважения к родителям;

- Многодетная семья;

- Многопоколенная семья (тесная связь нескольких поколений, живут под одной крышей);

- Семейные интересы выше индивидуальных;

- Обычаи и традиции важнее личных ценностей;

- Браки заключаются, как правило, по расчету;

- Переезд и перемена работы не приветствуются (стабильность - в приоритете);

- Дом - родовое гнездо;

- Сексуальная жизнь возможна только в законном браке;

- О стариках и инвалидах заботится семья, а не государство.

Примечание: Россия до революции 1917 г. - аграрная христианская страна, во главе страны - патриарх (наместник Бога для своего народа), во главе семьи - муж (наместник Бога для своей семьи (в каждой избе "красный угол" с иконами - место главы). Самая распространенная форма семьи до конца 19 - нач.20 в.в. - патриархальная крестьянская семья. Браки регистрировались в церкви, молодожены проходили обряд венчания (венцы, по значению, в данном обряде сродни терновому венцу Христа (опыт превозмогания, воскресения к новой жизни), развод не приветствовался).

2. Теперь выбери (выпиши или подчерки в тексте) наследие "советской семьи", которое ты узнаешь в своей нынешней семье.

Характеристики советской семьи:

- Главой семьи может быть как мужчина, так и женщина (гендерное равенство - равенство полов);

- Материально обеспечивают семью и мужчина, и женщина, или только женщина;

- Дети воспитываются в детском саду, затем в других социальных институтах;

- Женская занятость не отличается от мужской (у нее 8-часовой рабочий день, женщина может иметь мужскую профессию, работать на производстве и даже быть космонавтом);

- Малодетная семья (норма - 1-2 ребенка).

- Однопоколенная семья (редко-двухпоколенная);

- О стариках заботится государство (пенсия);

- Аборты, разводы, повторные браки допустимы;

- Дом не является родовым гнездом (жилье приобретается, может меняться, как и место жительство);

- Сексуальная жизнь и рождение детей возможны вне брака (государственные пособия матерям-одиночкам, государственные детские дома).

Примечание. После Революции 1917 года в России/СССР распространяются идеи женского равноправия. Александра Колонтай в качестве "наркома государственного призрения" устраивала общественные кухни как способ «отделить кухню от брака». Заботу о воспитании детей она тоже хотела возложить на общество. Она предрекала, что со временем семья отомрет. Лидер РСДРП (б) и Советского государства В.И. Ленин придавал большое значение созданию общественных столовых, яслей, детских садов, которые он называл «образчиками ростков коммунизма». Это «те простые... средства, которые на деле способны освободить женщину, на деле способны уменьшить и уничтожить ее неравенство с мужчиной по ее роли в общественном производстве и общественной жизни». Советское государство с первых дней приступило к реформированию гражданского законодательства, регулирующей брачно-семейные отношения. Прежде всего из процесса этой регуляции была исключена Православная церковь. Так, уже в 1917 году «18 декабря отнята у церкви регистрация рождений и браков. 20 декабря введен гражданский брак как единственно имеющий юридическую силу». Хотя официально аборты не были узаконены, в первые три года Советское правительство относилось к ним достаточно терпимо. Декрет от 18 ноября 1920 г. предписывал производить аборты под медицинским контролем. Появляются новые типы семей: 2 взрослых члена семьи (без детей), 1 родитель и ребенок; малодетная семья (1-2 ребенка). Разводы возможно, как и повторные браки. Возможно отказаться от ребенка и передать его на воспитание в гос.учреждение. К 80-м г.г управление финансами женщиной стало нормой, женщина финансово независима.

В результате "Шага 3":

1. Ты обнаружил в своей семье наследие как "патриархальной традиционной" (дореволюционной), так и наследие "новой" советской семьи. Это то самое, что называется "семейной традицией" - что передавалось из одних поколений предков твоего рода следующим. Передача такого рода может осуществляться как сознательно, так и бессознательно (ты просто живешь в этой среде, впитываешь ценности, установки, модели поведения и точно так же или с изменениями внедряешь уже в свою семью).

2. Ты открыл в своей семье "семейную традицию" (дореволюционную и/или советскую). Она есть. Поздравляем тебя!

3. Ты видишь, какого наследия в твоей семье больше - из традиционной патриархальной или из советской семьи. Это значит, ты можешь более осознанно подойти к выбору ценностей для своей будущей семьи. Ты можешь взять из семейной традиции то, что считаешь правильным, полезным, продуктивным. Также у тебя есть возможность использовать не только то, что сохранилось в твоей нынешней семье в качестве "наследства" дореволюционного и советского периодов - ты можешь взять и другие характеристики, которые были утрачены твоими родственниками, если они тебе нужны.

В общем, главное, дружочек, что наследие можно использовать по-разному. И если ты еще не падал в обморок, ты можешь упасть в объятия улыбающихся предков, которых ты - принял!

Шаг 5. "Открой семейные ценности, которые передались тебе от предшествующих поколений в виде пословиц и поговорок"

1. Вспомни пословицы и поговорки, которые используются в твоей семье в разных ситуациях (Например, "Сделал дело - гуляй смело", "Не все коту масленица", "Кто первый встает, тому Бог подает", "Кто первый встал - того и тапки", "Без труда не вытащишь рыбку из пруда", "Назвался груздем - полезай в кузовок", "Семь раз отмерь - один отрежь", "Кто не работает - тот не ест", "Без солнца нет света, без труда нет добра", "Ученье - свет, а неученье - тьма", "Договор дороже денег", "Дал слово - держи!", "Друг познается в беде", "Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь", "Не перечь отцу!", "Поперек батьки в пекло не лезь"...). Выпиши их на лист и напротив каждой обозначь ценности, которые они сообщают (или предупреждения). Это регуляторы поведения в твоей семье, сообщенные предками через ценности семьи. Имей в виду, что некоторые пословицы имеют продолжения (их нельзя было говорить вслух в СССР, например: "Не все коту масленица, будет и Великий Пост"). Вернув потерянный кусочек, ты вернешь утраченную в советский период часть послания предков.

2. Опроси родственников (лучше - разные поколения), какие пословицы и поговорки были в их семьях, когда они были детьми. Сделай тот же анализ, который ты сделал в предыдущем пункте (со своим "наследством", переданным тебе через устную историю и устную традицию твоей семьи (древним, кстати сказать, способом). Посмотри, есть ли совпадения - если да, то в каких поколениях и в скольких поколениях (это ценности предков твоего рода, которые передавались из поколение в поколение и закреплялись как модели поведения).

3. Посмотри, какие пословицы и поговорки более древние (возможно, тебе удастся определить - какие пришли из дореволюционного периода, а какие из советского прошлого). Сравни ценности, которые транслируют более древние пословицы и поговорки в сравнении с более поздними. Выбери более глубокие/ содержательные/ необходимые для себя и своих потомков.

4. Проанализируй пословицы и поговорки, которые повторялись в разных поколениях. Теперь ты можешь сказать о своей семье: "Мы - такие!" (Например, "Мы трудолюбивы", "Наши не предают", "Мы заботимся друг о друге", "Мы держим слово", "Мы не бросаем в беде", "Мы чтим отца"). Обязательно сформулируй значения этого "Мы" в разных, усвоенных несколькими поколениями твоей семьи, значениях. Закрой глаза, и почувствуй, какое это - "Мы" твоей семьи, твоего рода, текущее сквозь поколения.

В результате "Шага 5":

1. Ты обнаружил, что в твоей семье есть ценности, передаваемые из поколение в поколение предками твоего рода через пословицы и поговорки - это тоже "семейная традиция", которая формирует личные ценности, установки, принятые и закрепляемые в семье модели поведения, транслируя (передавая их, "из уст в уста") новым поколениям рода.

2. Ты провел анализ пословиц и поговорок и можешь сказать о своей семье: "Мы - такие!" ("Мы трудолюбивы", "Мы держим слово", "Мы не бросаем в беде"...) - это семейные ценности, дошедшие до тебя от предков. Большинство из них - наследие традиционной патриархальной семьи, в которой люди жили тысячи лет, отбирая и сообщая новым поколениям разные смыслы (как видишь, непреходящие, все еще актуальные и сегодня!).

3. Ты можешь проранжировать это "наследие" по значимости для себя и выбрать, что возьмешь с собой в будущее, передашь своим детям.

4. Ты можешь взять с собой в будущее те пословицы и поговорки, которые не распространены в твоей семье, но которые нужны тебе.

 

Шаг 6.

"Напиши письмо себе самому в будущее - что ты сегодня намерен взять из обнаруженного наследия предков в свою семью (от традиционной патриархальной семьи, от советской семьи). Вскрой письмо через 15 лет. "

1. Напиши письмо себе самому в будущее. Представь себя в будущем через 15 лет и расскажи себе самому в будущем об открытиях, которые произошли с тобой сейчас, когда ты "воссоздавал "белые пятна" своей семейной истории" и о чувствах, переживаниях, намерениях, которые эти открытия вызвали. Можешь писать спонтанно, "как душа велит", а можешь воспользоваться следующими наводящими вопросами:

- информацию о скольких поколениях предков тебе удалось собрать при работе с родственниками и построении "Древа рода",

- какие семейные истории (опыт потерь, преодолений) тебя потрясли или удивили,

- что дало тебе переформулирование опыта потерь твоей семьи (истории лишения, утрат) в приобретенные качества, ценности семьи,

- сколько примерно поколений предков тебе удалось представить за своей спиной при "упражнении-медитации", какие чувства в тебе родились от встречи с образом твоего рода,

- какие чувства родились в тебе, когда ты обнаруживал в своей семье наследство (характеристики) традиционной патриархальной дореволюционной семьи, а какие - от обнаружения наследства советской семьи;

- есть ли в твоей семье пословиц и поговорки, дошедшие от предка, жившего до революции? - какие чувства рождает в тебе это наследие;

- что из наследия традиционной патриархальной и новой советской семьи (какие ценности) ты возьмешь в свою будущую семью;

- за что ты хочешь поблагодарить предков из своего рода;

- зачем нужен род, семья и будущее семьи.

2. Можешь нарисовать в своем письме несколько важных образов, которые возникли в ходе процесса встречи с предками, "укоренения".

3. Положи письмо туда, где оно не потеряется, (например, где хранятся фотографии, письма семьи, документы), можешь упаковать его.

4. Поставь две даты: дата написания и дата, когда письмо нужно вскрыть и прочитать (тебе в будущем)

Вскрой письмо через 15 лет.

В результате "Шага 6":

1. У тебя восстановилась эмоциональная и, отчасти, интеллектуальная (а, вообще, ценностная!) связь с поколениями предков. 2. Ты обнаружил в своей семье, в которой живешь сейчас:

- наследие предков твоего рода, живших в традиционной патриархальной семье до революции,

- наследие советской семьи

(это роли мужчины и женщины в семье, ценности семьи, в т.ч. сохраненные через пословицы и поговорки, установки, принятые в семье модели поведения).

3. Ты построил "семейное древо" и узнал истории преодолений своей семьи, ты обозначил предков своего рода на историческое ленте времени, ты выбрал наследие "традиционной патриархальной" и "новой советской" семьи для себя в будущее.

3. Ты открыл род. семью, семейные ценности, понял, откуда и когда они появились и взял, что нужно тебе.

4. Ты благодарил предков, свой род, свою семью; ты восхищался их мужеством и заботой - о тебе.

5. У тебя есть документ: письмо - свидетельство, что ты, дружище, воссоединил (в себе) нарушенную связь поколений. И это - достояние, твое и твоей семьи.

У твоих детей теперь будет не только будущее, но и прошлое.

Помаши стоящим за твоей спиной и тем, кто встанет перед тобой!

Счастливо!

На случай, если этот текст будут читать специалисты, сообщаем, что в предложенной методике по восполнению "белых пятен" семейной истории и установлению утраченной связи с поколениями предков используются знания на стыке наук: педагогики, музейной педагогики, истории, документоведения, психологии (психологические механизмы культурной идентификации - сознательные и бессознательные (работы по этой теме защищены автором статьи на кафедрах "Общей психологии" ТГУ и "Клинической психологии" МИСАО).

Вообще, вся программа дополнительного образования "Семейные АзБуки" составляет 34 часа, разработан ее полный методический пакет, который могут использовать "для укоренения" бескорневого или слабо-укорененного населения современной России специалисты разного профиля - педагоги (школ, колледжей, ВУЗов), психологи, музейные педагоги, библиотекари, лидеры молодежных организаций и др. В ней используется семейный архив и документы и фотографии, редкие книги из фондов Тольяттинского краеведческого музея, относящиеся к советскому и дореволюционному периодам. Программа существует в нескольких форматах: как целостная программа доп.образования (может работать в школах, колледжах, ВУЗах, музеях, библиотеках, социальных и психологических центрах), а также как отдельные уроки для курсов истории и обществоведения, как музейные уроки. (Мы готовы делиться опытом и методическими разработками.) А, благодаря этой публикации, "Семейные АзБуки" теперь существуют и в формате доступного личного эксперимента, исследования, которое восстанавливает нарушенные связи поколений и ценность предка, рода, семьи и семейной истории - неубиваемой, неисчезающей, воссоздаваемой! Ура.

Библиография обширна, публикуем только основные источники:

  1. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н.. Модернизация института семьи: социологический, экономический и антрополого-педагогический анализ: Монография / предисл. Л. С. Перепелкин. Федеральная целевая программа "Культура России". М.: Интеллектуальная книга - Новый хронограф. 352 с.. 2010
  2. Вишневский А.Г., Кон И.С. Брачность, рождаемость, семья за три века. М., 1979.
  3. Громыко М.М. Русские: семейный и общественный быт. М., 1989.
  4. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб., 2000.
  5. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великороссийского народа. М.,1993.
  6. Обухов Я.Л. Образ – рисунок – символ/ Я.Л. Обухов// Журнал практического психолога/ -2000. - № 3.
  7. Орлова Н.В.. Правовое регулирование брака в СССР. М., 1971.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000.
  9. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого "Я". М., 1926.
  10. Фромм Э. Душа человека. М., 1998.
  11. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика: Учеб. пособие. М., 2009.
  12. Юренева Т.Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. М., 2003.

СТАТЬЯ (с иллюстрациями) в PDF формате


Напомним, что проект и возможности воссоздания "белых пятен" семейной истории средствами интегрированной музейно-образовательной программы с вовлечением методов психологии представлялся на "АрхивФЕСТЕ" в Тольятти, где получил высокую оценку профессионального сообщества. Видео презентации можно посмотреть ЗДЕСЬ (смотреть с 1:46:00).

График_работы

вторник - воскресенье с 10.00 до 18.00,

среда с 10.00 до 21.00,

понедельник - выходной,

последняя среда месяца - день бесплатного посещения для детей до 18 лет,

последняя пятница месяца – санитарный день.

thumb logo RPGU 2a

Logo bus gov

logo_mkrf

icon_pfo

logo minKult  

logo

Музеи России

 Встречайтесь  vmeste copy

Информационная_поддержка

logo primemedia

thumb ПС logo 1

Togliatti logo-01

.