"Память места: о мере"

Социологическое исследование "Отношение горожан к памятникам Тольятти".

В феврале музей совместно с кафедрой социологии ТГУ проводил социологическое исследование горожан трех поколений на предмет личной значимости памятников города для них сегодня. Исследование было пилотажным  - оно осуществляется в короткие сроки, на небольшой выборке (достаточной является аудитория респондентов до 200 человек), позволяет обозначить основные проблемные зоны в исследуемом поле и сформулировать рабочие гипотезы. Опрос производился на улицах города, в сети Интернет, в учреждениях (ТГУ, ВУиТ, школы 20 и 59, лицей 67, гимназия 48, «Школа молодых журналистов»). Анкета (смотреть документ) была разработана социологом, музейным специалистом и психологом, что позволило через характер вопросов уже при опросе запускать механизм идентификации с объектом, включать поле личных ассоциаций и личных опытов (в т.ч. опыта представителей семьи старших поколений).

Представляем Вашему вниманию результаты исследования.

Проблема исследования:  Памятник – составляющая культурного достояния страны, народа, человечества. Это символический объект на территории города, который присутствует в жизни и сознании горожанина как культурно-историческое наслоение жизнедеятельности предшествующих поколений. Но сегодня это значение утрачивается, что является проблемой города и каждого отдельного человека.

Гипотезы социологического исследования:

  1. Большая часть респондентов знает, чему посвящены памятники г.о. Тольятти и непосредственно связывают их с историей города.
  2. Школьники меньше всего проинформированы о смысле и первоначальных идеях памятников города.
  3. Горожане связывают с памятниками и их значением личные и семейные истории.
  4. Большая часть населения города не знает о проблеме сохранения памятников города, не обозначают ее как значимую в личном и общественном сознании (горожан).

Результаты исследования «Отношение горожан к памятникам Тольятти»:

В опросе приняли участие всего 240 человек, из них школьников - 41%, студентов ВУЗов - 36,5%, представителей старшего поколения - 22,5%.

Респондентам были предложены 7 известных памятников города с предложением назвать известные (памятник Ленину, бюст Марксу, композиция «Николай Чудотворец», серия «Транспорт», Мемориал «Жертвам политических репрессий», архитектурный ансамбль Площади Свободы, «Обелиск славы»). Из интересного: памятник Ленину знают только 53%  взрослых, мемориал «Жертвам политических репрессий» - половина опрошенных студентов, а «Николая Чудотворца» - 30% школьников. Меньше всего во всех трех группах памятник соотносят с архитектурой – менее трети горожан ассоциируют здания Площади свободы с «памятниками» (при этом, именно они-то и являются «объектами культурного наследия регионального значения»,в отличие от монументов и скульптур). Опрос молодых людей, производимый у «Скорбящего Ангела» в парке показал, что многие не соотносят его с жертвами политических репрессий, его называют «Падшим» и в день памяти погибших при теракте в автобусе второго маршрута приходят к «Ангелу» - он ведь может вместить любую человеческую боль, скорбь - О человеке...

На вопрос «что вам известно о символическом содержании памятника, какому событию, человеку, явлению он посвящен» менее половина респондентов ответила утвердительно. При этом, студенты информированы о значении  указанных 7  памятников наравне со взрослыми (около 50% в обоих группах). Треть школьников информацией владеют, но при опросе становится ясно, что часто за штампом «Ленин-вождь» не присутствует знания о том, чей именно вождь был Ленин… Из анкет школьников, о Ленине:  «Памятники нужны в городе, чтобы знать, что эти люди сделали для города – например, Ленин внес большой вклад в историю нашего города», «Ленин был очень строгий и жестокий, его все боялись, но после его смерти некоторые люди стали его уважать…», «Памятники нужны, чтобы народ оставался дружным, как и при Ленине».

Есть нюансы и по другим объектам – о мере знания, именно. Так, «Обелиск Славы» (где «вечный огонь» на Площади Свободы) важен для всех возрастов, но ассоциируется, прежде всего, с Великой Отечественной войной, с павшими героями войны. Тогда как он посвящен не только героям ВОВ, но героям-ставропольчанам, в т.ч. В.Баныкину, герою Гражданской войны (фельдшеру, лечившему крестьян от оспы в эпидемию, между прочим). По сути, это память об опыте  горожан, чья жизнь была прервана в молодости. Войной. И войной. Баныкина застрелили на улицах города…

К «Николаю Чудотворцу» приходят за успокоением, с одной стороны, и с личными просьбами, с другой.

Значение памятников связывают с историей страны, города, но, как ни странно, с личными и семейными историями – почти нет. Только 19% рассматривает такую возможность и вспоминает судьбы старших родственников (преимущественно, старшее поколение, что закономерно, и менее всего дети и молодежь).

На вопрос – «нужны ли памятники в Тольятти и зачем» – дети отвечают: «это история родного страны, напоминание о прошлом», «индивидуальность города», «тур.объекты, места для отдыха». Студенты говорят, что памятники «развивают умы и расширяют кругозор», служат для красоты, некоторые даже осмелились сказать, что они вообще-то не нужны (1 человек). А для старшего поколения – это память об исторических событиях (но почему-то, не судьба)…

А дискуссия пройдет в музее 27 февраля, в 16.00 для жителей города трех поколений, вместе с установочным семинаром, про то, как памятники дальше исследовать будем…

 

Ознакомиться с полной версией отчета  Социологическое_исследование__Отношение_горожан_к_памятникам_Тольятти

 

 

 

 

 

График_работы

вторник - воскресенье с 10.00 до 18.00,

среда с 10.00 до 21.00,

понедельник - выходной,

последняя среда месяца - день бесплатного посещения для детей до 18 лет,

последняя пятница месяца – санитарный день.

Информационная_поддержка

thumb CTC logo

logo_primemedia thumb logo tp
thumb ПС logo 1

thumb PS logo

AugustLogoReal