Дневник проекта

Михаил Гнедовский о "Музейном пикнике"

thumb 1 ГнедовскийМы, как заправские колумнисты, продолжаем публикации о проекте в издании "Культура. Свежая газета". В февральском номере газеты мы снова говорим об успешном опыте работы Тольяттинского краеведческого музея с местным сообществом - акции "Музейный пикник". О Пикнике вспоминает Михаил Гнедовский, эксперт Совета Европы, член правления Европейского музейного форума, один из первых экспертов акции:

"Одним майским днем 1997 года раскинувшийся перед Тольяттинским краеведческим музеем огромный то ли газон, то ли луг (но уж точно не площадь, ибо в те годы не наблюдалось никаких попыток архитектурно осмыслить или упорядочить эту случайно образовавшуюся на карте города «поляну») превратился в ярмарку городских инициатив, получившую название «Музейный пикник».

Примечательно, что в том же 1997 году в мире возникло несколько начинаний, связанных с выходом музеев за свои стены и попыткой найти для музейной деятельности какие-то нестандартные режимы и формы. Примером может служить Фестиваль Музейной мили, который, начиная с 1979 года, проводится ежегодно в июне в «музейном квартале» Нью-Йорка. Во время фестиваля посещение всех музеев бесплатно, каждый из них предлагает особую программу, в том числе и вне стен музея, а движение транспорта на Пятой авеню в этот день останавливается. Другой пример – так называемая «Музейная ночь», которая впервые прошла в Берлине, и тоже в 1997 году, а сегодня стала своеобразной формулой музейного фестиваля, популярной во всем мире. Как и «Музейный пикник», «Музейная ночь была с самого начала приурочена к Международному дню музеев.

Почему берлинская «ночь», а не тольяттинский «пикник» стала тем проектом, который из новаторского начинания быстро превратился в один из международных стандартов музейной деятельности? Трудно сказать, потому что потенциал «пикника», судя по всему, был не меньше. В самом деле, в конце девяностых тольяттинский «Музейный пикник», прозвучал по всей России. Хотя «пикник» был направлен прежде всего на местное сообщество, он стал безусловно самым резонансным проектом Тольяттинского краеведческого музея, принесшим ему славу в национальных масштабах. О нем писала центральная пресса, его обсуждали на профессиональных форумах, он превратился в ежегодное событие и стал объединяющим проектом Ассоциации музеев Поволжья.

В «Музейном пикнике» сошлись несколько тенденций, характерных для своего времени. Во-первых, он стал частью очень важного процесса «обживания» городских общественных пространств – прежде всего, пространств первых этажей зданий, стоящих вдоль улиц, но также и пространств пустырей, неустроенных дворов и других выморочных территорий, которых в любом постсоветском городе было предостаточно. Во-вторых, «пикник» ясно дал понять, что музей работает не только с неодушевленными коллекциями редкостей и древностей, но также и с людьми, что он существует для людей и является неотъемлемой частью сегодняшней живой культуры. Наконец, в-третьих, тольяттинский «пикник» стал точкой сборки городской проектной деятельности; он убедительно продемонстрировал, что музей может соединять традиции и инновации, создавать мосты между прошлым, настоящим и будущим.

Двадцать лет тому назад музей должен был выйти на площадь, чтобы встряхнуть городское сообщество, разбудить дремлющее в нем творческое начало. Сегодня философия «пикника» все больше становится частью профессиональной музейной культуры. То, что еще недавно было смелым, экспериментальным начинанием, постепенно усваивается, приобретает институциональную устойчивость, расширяет привычные форматы музейной деятельности. Сегодняшний музей уже не такой, каким он был двадцать лет назад. Он стал ярче, смелее и, вне всякого сомнения, нужнее живущим в городе людям. В этом – несомненная заслуга «Музейного пикника».

График_работы

вторник - воскресенье с 10.00 до 18.00,

среда с 10.00 до 21.00,

понедельник - выходной,

последняя среда месяца - день бесплатного посещения для детей до 18 лет,

последняя пятница месяца – санитарный день.

thumb logo RPGU 2a

Logo bus gov

logo_mkrf

icon_pfo

logo minKult  

logo

Музеи России

Встречайтесь

Информационная_поддержка

thumb CTC logo

logo_primemedia thumb resource-1
thumb ПС logo 1

Togliatti logo-01

.