8 (8482) 48-55-62
касса музея
phone 8 (8482) 48-04-07
заказ экскурсий
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен, закрыть
phone
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
found
Previous Next

В сентябре 2018 г. началась апробация музейно-образовательной программы «Семейные АзБуки» в Воскресной школе при Храме в честь иконы Казанской Божией Матери Тольятти.

23 сентября началась апробация музейно-образовательной программы «Семейные АзБуки» в Воскресной школе при Храме в честь иконы Казанской Божией Матери Тольятти. Напомним, что программа – основной продукт одноименного проекта Тольяттинского краеведческого музея (при поддержке конкурса «Православная инициатива 2017-2018»), созданная при участии музейщика, психологов и священника, нацелена на восстановление нарушенной в СССР связи поколений (прежде всего, для ценностного обмена). За минувшие полгода она уже прошла апробацию на двух базах: социально-экономического колледжа и музея (в музее теперь действует как самостоятельная программа для семей и подростков).

Площадка Воскресной школы Казанского храма открыла в программе новые грани! Первая творческая мастерская программы была посвящена советским и досоветским предкам, а именно, ценностям «старого» дореволюционного города и «нового» советского города – в сравнении, на примере Ставрополя-Тольятти. Аудитория: тольяттинские семьи, с детьми 9-13 лет, всего более 20-ти человек. Представим первые открытия в виде тезисов.

ТЕЗИС 1: Имя города (Ставрополя-Тольятти) – ценностная установка для жителей и их повседневности, это наследие советских и досоветских предков, которое может быть доступно современникам даже при утрате памятников в опыте и ценностях конкретной тольяттинской семьи.

Горожане (и маленькие), в основном, знают, что раньше город Тольятти носил имя Ставрополь. Взрослые обогащают детское знание расшифровкой имени «старого» города – но только, если такой вопрос задан извне (организовано событие, коллективное исследование), другими словами, если вопрос актуализирован для семьи. Итак, Ставрополь первоначально – «город святого креста», и, как говорят редкие книги из музейной коллекции, в своем первоначальном смысле - «оплот православия». Храм – центральная вертикаль ландшафта, одно из первых построенных зданий в городе (несколько раз он перестраивался, даже переносился, но сохранился вплоть до второго рождения города в великое индустриальное будущее в середине 20 века). Ландшафт с главной ценностной вертикалью (Собором Святой Троицы) в «старом» городе сохраняется и при советской власти, как след предков – до тех пор, пока город находится на своем историческом месте. Реализация проектов «новых» советских индустриальных поселков, «нового города СССР» (созданного для обеспечения Производства) – еще только будущее, ставшее реальностью стремительно и резко - буквально в два десятилетия… Что значит имя Тольятти («нового» индустриального советского города, уже перерожденного в новое качество) – современные дети не знают (как, впрочем, и значение имени «старого» города). Но длится это ровно до тех пор, пока вопрос не актуализирован для всей семьи, когда у взрослых есть повод к ценностному обмену с собственным ребенком («связь поколений» - в непрерывности пережитого опыта, его потерь и ресурсов). Старшие подростки в группе предполагают, что Тольятти - имя революционера, переиначивателя жизни, который через революцию несет новые идеи, новые ценности, новую реальность. Родители произносят незнакомое слово: коммунист. В классе повисает тишина. Голос чьей-то бабушки безапелляционно уточняет: безбожник. Ситуация со вторым именем города в классе Воскресной школы проясняется неожиданно … ясно, и – совсем не по-детски. В ходе диалога выясняется, что первых пионеров тоже звали «безбожниками» (был у них журнал с таким именем, печатался в Москве огромным тиражом и распространялся по всей «новой» атеистической стране, еще вчера православной). Так начинался первый советский предок, его мир и его проект «нового» города – города (светлого) будущего… Ни в одном проекте индустриального советского поселка, или «нового города СССР» церкви, разумеется, нет и быть не может. Но в случае с перенесенным Ставрополем она каким-то чудом есть, в новом советском городе, но, именно, в районе «старого», куда перенесены дома того самого, древнего, корневого, где предки и их ценности - опора в настоящем (и будущем).

Справка:

В 1936 г. Троицкий собор Ставрополя закрыт, как и большинство храмов того времени. Но через некоторое время богослужения в нем возобновились и продолжались до 1955 г. (времени затопления места «старого» города при строительстве Куйбышевской ГЭС им. Ленина). В центре «нового» Ставрополя, перенесенного на высокий берег Волги, был выстроен молитвенный дом (24 м Х 9,2 м ). Его открытие пришлось на 15 февраля 1955 г. – праздник Сретения Господня. Настоятель протоиерей о.Георгий (Никитин) постарался спасти и перенести из прежнего Троицкого собора в Богороднично-Казанский молельный дом все, что было возможно: старинные иконы, богослужебные предметы, церковную утварь. Старейший в г.Тольятти Богороднично-Казанский приход является историческим приемником Троицкого собора, заложенного при основании г.Ставрополя и возведенного в 1738 г.

ТЕЗИС 2. Если ты в своем рисунке или в тексте открыл наследие предков как личный ценностный опыт – ты его унесешь домой, в семью. Не бегать же с ним по улице!

Не секрет, что не все дети, по разным объективным причинам, могут писать в десять лет (при сохранности здоровья). Воскресная школа при храме принимает всех. После просмотра видеолекции с редкими фотографиями 19-20 в.в. из фондов музея и редких книг (на которых сравниваются объекты ландшафта, ценности, повседневность «старого» дореволюционного и «нового» советского города) дети с родителями составляют два образа города. «Старый» дореволюционный город: православный, вписанный в ландшафт, деревянный, горизонтальный (в лоне Жигулей), ремесленный, корневой (со связью с поколениями предков), экологичный. «Новый» советский город: индустриальный, комфортный, технологичный, противостоит природе, с типовым многоквартирным многоэтажным жильем (вместо «дома-родового гнезда»), из «большого бетона», имеется соцкультбыт (хочешь – в кино, хочешь – в кафе!). Из каждого образа участники мастерской выбирают одну-две важные для себя характеристики и на одном листе рисуют свой «старый» и «свой» новый город, который потом представляют группе словесно и в пластическом этюде с тканью (работая с темами вертикали-горизонтали, скрытого-явного). Один мальчик долго, по буквам, списывал характеристики города на свой лист (вся группа уже завершала задание). Он медленно и тихо рисовал дом, ветер (его «старый» город «дышащий» - там дома не закрывают горизонт, там много неба и воздуха). В его «новом» городе по дороге едет машина… Рисунок мальчик не отдал, нужен самому. Он приехал в этот город с семьей – ему тут жить, учиться, расти. Вслед за «неграмотным» и «нерисующим» мальчиком свои рисунки Ставрополя-Тольятти унесли домой более половины детей, и несколько взрослых… Для занимающихся в Воскресной школе тольяттинцев, понятно, главными ценностями «старого» города являются православие, семья, дом, корни (связь поколений); в «новом» городе отмечали комфорт, движение потоком - на производство, в школу, в сад, домой к семье и детям. Один ребенок, представляя свой рисунок «нового» советского города (многоэтажный дом с одинаковыми прямоугольными окошками) сообщил, что тут живут одни атеисты. На вопрос: «Что, прям, все-все атеисты?» мальчик уверенно заявил: «Все! Кроме одного человека». Кто этот человек? Мама, папа, сам мальчик и его маленькая сестренка (рожденные и живущие в лучших традициях СССР, но – с ценностями предков, корневыми, так сказать, связями). Для достоверности малыш ткнул пальцем в одно из прямоугольных окон многоэтажки– «Тут!».

В конце музейной мастерской участники говорят «Спасибо предку ЗА…» (продолжают фразу на свое усмотрение). При апробации программы «Семейные АзБуки» в колледже и музее предков благодарили за мужество, за жизнь, за сохранение семьи в исторических перипетиях, за преодоление трудностей, за героизм, за теплоту, за веру в будущее, за самоотверженный труд. В Воскресной школе в одной из анкет размашистым (корявым) детским почерком написано: «СПАСИБО ПРЕДКУ ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ». 21 век. Постиндустриализм. Тольятти. Семейные АзБуки.

ПАРТНЕРЫ

part1 part4  
part2 FDN1.jpg part4

 

icon vk ok

part5 part6