Новости

МУЗЕЙНЫЙ ПИКНИК-2013 «ИГРА»

Региональная культурная акция Музейный пикникИГРА /словарь/:

Забава, шутка, пьеса; непринужденная, свободная физическая и интеллектуальная деятельность, воссоздающая жизненные или фантастические ситуации, смысл которой не в цели, а в процессе.

Игра предоставляет человеку возможность самореализации, выходящей за рамки его социальных ролей.

МУЗЕЙНЫЙ ПИКНИК – ежегодная региональная культурная акция, проходящая в Тольятти под открытым небом, имеющая статус городского праздника и конкурса проектов в сфере культуры, нацеленных на развитие территории.

Инициатор акции: Тольяттинский краеведческий музей.

Дата, время и место проведения: 1 июня, 2013 г, c 12.00 до 17.00; зеленое поле перед Тольяттинским краеведческим музеем (б-р Ленина, 22), музейные площадки (в т.ч. экспозиции).

К участию в акции приглашаются:

Народные коллективы, спортивные организации, культурные и образовательные учреждения (музеи, театры, музыкальные и художественные школы, ВУЗы и пр.), ремесленники и мастера декоративно-прикладного искусства, художники, дизайнеры, музыканты, творческие команды из разнообразных сфер деятельности.

Постановка проблемы/концептуальные рамки акции.

В современную, постиндустриальную, эпоху человек теряет «МЫ-чувство» – осознание себя принадлежащим к социальному и природному «миру», при этом усиливается «чувство-Я» (эгоцентризм) – «я не отвечаю за действия других (человечества), но только за свои». Сужение границ мира до границ собственного комфорта – тенденция современного этапа.

Иллюзия воссоединения с «МЫ» через ежедневное общения «в сети» наполняет свободное время людей, создавая эффект реализации глубинных человеческих потребностей – в общении, в принадлежности к миру – которые раньше естественным образом реализовывались в коллективной игре (прежде всего, традиционной), а она в 21 веке практически исчезла из обихода.

Традиционная народная и дворовая игра возвращает ребенку чувство включенности в мир (социальный, природный), доверия себе и миру, устанавливает внутреннюю, глубинную, связь с явлениями мира (учит замечать, распознавать их). Коллективная игра в непосредственно-проживаемом опыте дает знание о правилах  устройства «мира» («модели мира»), ролевого взаимодействия (определение своего места в мире), следования сюжету (законам развития системы. В традиционной игре действия человека включены в систему мироздания, где все связано со всем, где каждое действие имеет последствие для всей системы – и человек живет и развивается в этой «модели мира».  

Важно отметить, что ИГРА рассматривается не только как способ воссоединения с «МЫ», как способ освоения модели мира, правил взаимодействия, но и как уникальный способ порождения актуальных для человека смыслов (в культурологии), способ творческого осуществления. «Игра старше культуры, Игра предшествует культуре, Игра творит культуру» (Йохан Хейзинга). «Человек играющий» инициирует игру в культуре (как сфере смыслообразования) в зависимости от уровня развития своего сознания. Игра становится «особой формой существования человеческой свободы» (Сартр), самоценной деятельностью, вовлекающую человека в превосходящую его действительность (позволяя сознательно уменьшать разрыв реального и идеального (желаемого) – преобразовывать реальность КУЛЬТУРЫ. 

Музейный Пикник-2013 проходит в «День защиты детей», для детей и взрослых.

ИГРА на Пикнике рассматривается в двух контекстах:

1. ТРАДИЦИЯ

С одной стороны, предполагается историческая реконструкция традиционной (народной) и дворовой игры, погружение в него зрителей Пикника (практическое возрождение игры, возрождение непосредственного опыта проживания игры у жителей Тольятти разного возраста);

2. ИННОВАЦИЯ

С другой стороны, предполагается концептуальное проектное пространство, интерпретирующее ИГРУ в контексте «Человека играющего», задающего пространство актуальных смыслов, взаимодействие с ними аудитории («новые игры», не традиционные – арт-акции, перформансы, флэшмобы, особые коммуникационные выставочные пространства, транслирующие – особые правила игры, роли и ролевое поведение, развивающиеся по определенному сценарию).

Неизменным для ИГРЫ является наличие (как в ТРАДИЦИИ, так и в ИННОВАЦИИ):

- «правил игры», их трансляция играющим (вовлекаемой аудитории),

- «модели мира» или «модели взаимодействия»,

- «ролей» (возможность испытать себя в разных ролях, выбрать роль),

- «сюжета» (если это не бессюжетная игра).

 

Цель Музейного Пикника-2013:

Выявление, презентация и продвижения ИГРЫ в культуре (активизация креативного потенциала и мобильности сферы культуры в Тольятти).

 

Номинации акции (презентационные площадки):

1. «ИГРОГРАД»

а) «Народные и дворовые игры» – историческая реконструкция – воссоздание игр в действии, вовлечение зрителей Пикника в игру, сбор и визуализация «обратной связи» (выставки «на прищепке»: рисунки впечатлений, отзывы играющих). Приветствуется создание «среды» (фольклорное сопровождение, визуальный ряд – знаковые объекты, артефакты, относящиеся к историческому периоду игры; возможно привлечение традиционной кухни). Смысл пространства – «играть» в «среде».

б) «Город мастеров» -  традиционные народные промыслы, декоративно-прикладное искусство (участвуют мастера, работающие только в традиционных техниках).

в) «Спортивные коллективные игры»

Представляются спортивные игры, созданные на основе народных игр; кроме вовлечения в игру, игрокам дается информация об истоках игры (визуальная); возможно сравнение в действии – традиционной и возникшей из нее спортивной.

2. «ИГРЫ РАЗУМА»

Игра в шахматы, шашки, го и другие.

3. «ИГРА БЕЗ ПРАВИЛ»

Инновационные коммуникационные игры, в т.ч. арт-коммуникационные. «В играх без правил правила нужно знать особенно тщательно» (А. Самойленко).

4. «ВЫЙТИ ИЗ ИГРЫ»

Культурные провокации. Представляются приемлемые формы социального протеста (арт-акции, современное искусство) демонстрирующие:

- процесс и факт сознательного отказа человека (группы) участия в заданной кем-то или им самим игре,

- сознательный переход человека в состояние выбора другой, альтернативной, игры.

5. «ИГРА СЛОВ»

Литературное, драматургическое пространство (читки, показы, литературные гостиные, концептуальные театральные постановки) в соответствие с актуальной проблематикой «Музейного Пикника».

6. КИНО И МУЛЬТИПЛИКАЦИЯ

Программа знакового кино (предпочтительно краткометражного) и мультфильмов «про игру». Мастер-классы по теме с демонстрациями сюжетов из фильмов, мультфильмов. (в музейном кинозале). Видео-арт.

7. СЦЕНА «ПРО ИГРУ»

На профессионально-оборудованной сцене демонстрируются яркие, зрелищные номера в контексте традиционной и «новой» игры, в т.ч. знаковые анонсные представления представленных на поле Пикника «игроков» с более расширенной программой. Выступления либо показывают игру, либо тематически соответствуют теме «игра» («песни про игру»).

Формы презентации проектов, проектных идей и программ на Пикнике:

- игры в действии (дворовые, спортивные, народные (в т.ч. с включением фольклора и народной музыки, этно-выставок, этно-знаков, мастер-классов традиционных мастеров),

- инновационные культурные игры (акции, перформансы, показы, ландшафтные композиции),

- сценические выступления (литература, музыка, театр, танец, фольклор),

- видео-арт, кино, мультипликация, мастер-классы,

- литературные гостиные.

 

Обязательные условия для участников:

- наличие в игре и трансляция зрителю сущностных аспектов игры: правил игры, ролей (с возможностью игры из разных ролей, выбора роли), ролевого взаимодействия, «модели мира», сюжета и др.

- обязательное вовлечение зрителя в игру, учет разных целевых групп зрителей акции (разработка соответствующих форм взаимодействия): дети, семейная аудитория, молодежь, взрослые.

- яркая зрелищная форма презентации, игры,

- обязательная работа на поле в течение всей акции, с 12.00 до 17.00.

 

Предполагается две формы участия:

- демонстрация программ,

- конкурс проектов и проектных идей (не реализованных) – их оценивает Экспертный совет акции.

 

Поощрение/награждение участников и победителей акции и другие мотивации участия:

- призы проектам-победителям,

- дипломы участников (и победителей) региональной культурной акции,

- PR-продвижение проектов-победителей и ярких проектов акции в городских и региональных СМИ,

- участникам пространства «Игроград» и авторам креативных проектов - возможна перспектива сотрудничества с музеем, в т.ч. на коммерческой основе (в музейном творческом центре «Игроград», в рамках программы вечернего культурного событийного культурного досуга «Музейная среда»),

- непосредственная обратная связь от экспертного сообщества (для участников конкурса проектов), от горожан разного возраста, представителей разных социальных слоев

- заинтересованность в развитии культурного поля Тольятти (рождение актуальных смыслов в «поле культуры и непосредственная их трансляция людям),

 

Прием заявок на участие в акции- до 30 апреля 2013г.

Кураторы акции – Любовь Черняева, Татьяна Ткаченко, тел/факс (8482)485563, электронная почта: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Участникам пространства «ИГРОГРАД» (народные, спортивные, дворовые игры и «город мастеров») обращаться к кураторам пространства «ИГРОГРАД»:

а) «народные, дворовые, спортивные игры» - Семенчева Наталья Владимировна, тел. (8482) 48-04-07;

б) «город мастеров» - Котова Валентина Николаевна, тел. (8482) 48-55-63.

Приложение 1 - Заявка на участие в акции

Приложение 2 – Памятка для участников пространства «ИГРОГРАД»

 

Приложение 1

 

ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ В АКЦИИ «МУЗЕЙНЫЙ ПИКНИК»

  1. Организация/творческая группа (точное наименование), адрес, телефон, факс, электронная почта, ссылки на ресурсы в сети (сайт, фэйсбук и пр.)
  2. Название проекта/проектной идеи/программы
  3. Руководитель проекта и авторская группа (ФИО, телефон (в т.ч. сотовый), электронная почта)
  4. Участвуете ли Вы в конкурсе проектов: ДА, НЕТ
  5. Номинация (презентационная площадка), в которой заявляется программа/проект
  6. Описание программы/проекта/проектной идеи (оптимально 5-10 предложений: проблема, на решение которой направлен проект; цель; целевая аудитория (возраст); форма презентации на Пикнике и время активной презентации (игр, мастер-классов с их названием); предлагаемая форма реализации проекта после Пикника (если предполагается привлечение музея как партнера – прописать роль музея)
  7. Обоснуйте Ваше участие в Пикнике-2013 (как Ваша программа/проект соотвествует теме, проблематике и концепции Пикника) – 1-3 предложения
  8. Размер площадки, необходимый для реализации проекта/программы на Пикнике, другие орг.условия.

Приложение 2

Памятка для участников пространства «ИГРОГРАД»

 

Актуальность.

В начале 21 в. мы столкнулись с феноменом: при относительном материальном благополучии в условиях бурного развития высоких технологий качество жизни детей изменилось не в самую лучшую сторону. Возросла интеллектуальная и информационная загруженность детей в школе и в учреждениях доп. образования; увеличилось время, проводимое детьми в виртуальном пространстве (компьютерные игры, виртуальное общение друг с другом, видео онлайн). В то же время, соответственно, значительно сократилось время для подвижных игр (и прочих видов двигательной активности), для непосредственного живого общения сверстников друг с другом, а также возник дефицит внутрисемейного общения,  возникли проблемы в отношениях родителей с детьми.

Слоган пространства: «Билет в детство».

Мы предлагаем организовать для горожанина своеобразный «музей игр».  Большая часть игр пройдет под открытым небом на зеленом поле Пикника, часть игр (камерного характера) пройдет в «Игрограде» (Творческом центре музея). Площадка предполагает воссоздание традиционной (народной) и дворовой Игры и обучение играм детей и взрослых (предполагается участие семейной аудитории); для взрослых это еще и ностальгическое эмоционально-окрашенное событие и действо. Возможна организация спортивных игр, в основе которых лежали традиционные игры.

Задачи площадки:

  • Вовлечение горожан-зрителей акции в двигательную активность «культурного толка», содействие физическому развитию в совокупности с духовно-нравственным,
  • Укрепление контакта родителей с детьми, получение опыта глубокого общения и понимания через невербальную коммуникацию,
  • Популяризация информации музейного значения в связи с темой «традиционные, народные и дворовые игры»,
  • Содействие в укреплении чувства патриотизма (через знакомство с народными традициями данной территории и осознание их ценности в личном опыте участия).

Концепция пространства развивается на стыке двух традиционных площадок Пикника – «Традиция» и «Детство», реализуясь в актуальном контексте новой услуги «от культуры»: для детей и семейной аудитории, а также молодежи (молодежные игры).

К участию в работе площадки приглашаются группы и частные лица, способные организовать:

  • Забытые народные игры (лапта, хороводы, перетягивание каната, горелки, калечина-малечина, серсо, салочки, городки, «ворон» и др.) Блок обязательно предусматривает реконструкцию игр в традиционном антураже. Кроме русских игр, конечно, приветствуются игры других народов, с соответствующей информацией, визуализацией, действом.
  • Игры наших бабушек (20 век): казаки-разбойники, кОндолы, вышибалы, штандер, «море волнуется», классики и др.
  • Дворовые игры (20 век).
  • Веселые семейные старты.
  • Ретро-парк-прокат: самокаты, скакалки, обручи на проволоке, качели, ходули и др.
  • Поле «секретов» (изготовление потайных «секретиков», помимо ценности непосредственной игровой деятельности,  способствует развитию мелкой моторики рук ребенка (интеллектуальной платформы), развитию его креативности, творческой фантазии).

В музейном творческом центре «Игрограда» развернется пространство игр «для плохой погоды»: «глухие телефончики», кольцо, цветы, краски, лото и др. Возможно проведение шахматных и шашечных турниров.

К участию приглашаются: детские клубы и студии (а также любые организации, работающие с детьми и готовые предоставить соответствующие программы), ДЮСШ, народные центры, музыкальные коллективы, клубы любителей природы, студенты педагогических вузов и др.

 

График работы:

  • вторник - воскресенье с 10.00 до 18.00,
  • понедельник - выходной,
  • последняя среда месяца - день бесплатного посещения для детей до 18 лет,
  • последняя пятница месяца – санитарный день.

thumb logo RPGU 2a

Logo bus gov

logo_mkrf

logo minKult  

logo

 Встречайтесь  vmeste copy

Информационная_поддержка

logo primemedia

thumb ПС logo 1

Togliatti logo-01

.