Новости

Семинар "Музей и реформа образования". Итоги

IMG 58599-10 ноября 2017 г. в Тольяттинском краеведческом музее прошел Региональный методический семинар «Музей и реформа образования. Стратегии расширения музейной аудитории» для музейных работников Приволжского федерального округа и педагогов Тольятти, с участием экспертов музейного дела Москвы и Перми. Семинар состоялся при поддержке корпорации «Тольяттиазот», в год 55-летия ТКМ.

География участников представлена 5-тью регионами Приволжского федерального округа: Самарская, Саратовская, Ульяновская области, Республика Татарстан, Удмуртская республика. Всего в работе семинара приняли участие более 60 человек, сотрудники 26 музеев, педагоги школ, ВУЗов и учреждений дополнительного образования Тольятти.

Экспертами выступили:

  • Елена Медведева – ведущий аналитик Московского центра музейного развития, Московского агентства организации отдыха и туризма, главный редактор общероссийского журнала «Музей».
  • Софья Пантюлина -  региональный координатор конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина, зав. отделом экспозиционной и научно-просветительской работы Научно-исследовательского Зоологического музея МГУ им. М. В. Ломоносова.
  • Татьяна Вострикова - региональный координатор конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина, заместитель директора по развитию Пермского краеведческого музея.  

Seminar 4Семинар работал два дня. Первый день был посвящен теме - «Место музеев в реформе образования».  Елена Медведева, один из авторов известного в России проекта «Урок в музее», представила опыт Москвы. Формат «Урока в музее», подготовленный по всем правилам современных образовательных стандартов с учетом музейной специфики, начинавшийся как отдельные опыты в отдельных музеях, сегодня получил поддержку Министерства культуры и Министерства образования. Проект, реализующийся на протяжении трех лет, теперь находится на контроле у мэра Москвы. Ввиду комплексной административной поддержки сегодня школьники Москвы повсеместно и широко посещают музеи, а именно - «Уроки в музее» (в рамках школьных курсов истории, обществознания, биологии и других учебных дисциплин). Участники семинара познакомились с технологией создания урока в музее, а также с одной их практических московских разработок: старший научный сотрудник ГБУК «Музей-панорама «Бородинская битва» К.В. Ривчак представил свой урока в музее по геометрии, на котором школьники изучает длину окружности на экспонатах музея, а именно - измеряя длину окружностей винтов советских истребителей, участвующих в Великой Отечественной войне, на практике постигая, как геометрия необходима летчику при совершении тарана вражеского самолета...

Seminar 5Тольяттинский краеведческий музей продемонстрировал три своих разработки «Урока в музее» на исторических экспозициях Ставрополя-Тольятти (в регионе это первый опыт): урок литературы «Старик и море. Или почему Хемингуэя читали в Тольятти в 60-х?» для курса по зарубежной литературе для 11-х классов; урок  английского языка «Дом. Крестьянская изба Ставрополя» для 6-х  классов; урок-реконструкцию «Школа газетного молодняка» (на основании редкой книги 1923 г. и дневников старопольчан-установителей советской власти из фондов музея)  для уроков истории и обществознания 6-11 классов. В качестве «учеников» выступили учащиеся лицея №19, школы № 93 и участники семинара. Уроки вызвали бурное обсуждение участников семинара и экспертов. В музейном уроке литературы особым аспектом для развития отмечено  углубление краеведческой составляющей о поколении шестидесятников: ключевые образы и сюжеты произведения в их вневременной актуализации (вечные ценности как баланс к идеологическому влиянию в СССР); опыт трансформации травмы войны для послевоенного поколения как ресурс жизни; вовлечение фото и документов из фондов музея о молодежи Тольятти-шестидесятниках, их идеалах, образе жизни). В ходе групповой дискуссии участниками семинара выявлен дополнительный ресурс английского языка в интерьере русской традиционной избы (не фиксированный разработчиками). Это феномен столкновения и взаимодействия двух специфических культур: многие понятия русской культуры и предметы быта как их отражение непереводимы на английский язык, хоть и имеют близкие аналоги. Данный факт не может быть игнорирован и провоцирует учеников на размышление об идентичности, и естественно это происходит в среде музейных подлинников. Особо отмечен урок-реконструкция «Школа газетного молодняка», разработанный в рамках проекта ТКМ «Здравствуй, советский предок!» на стыке музейной педагогики, психологии, документоведения - практический инструмент музея для разговора о неоднозначном опыте советского культурного наследия. Статья об этом уроке выйдет в ближайшем номере журнала «Музей» (Москва), посвященного теме «Этично - Неэтично». Вот как прокомментировала урок Е.Медведева (кандидат исторических наук):  «Настоящий урок живой истории получился! С погружением. Благодаря прекрасно подобранным редким документам из фондов музея и таланту перевоплощения ведущего удалось перенести участников игры в реалии послереволюционной России. Для многих жаждущих исторической правды и аутентичного опыта такая игра даст возможность для более глубокого постижения событий и ощущения себя их частью».

Seminar 3Итогом общей групповой работы участников семинара в первый день стали проектные разработки пяти уроков, которые могут проходить в стенах Тольяттинского краеведческого музея на его исторических и эко-экспозициях, в детском творческом центре. При разработке использована технология музейно-педагогического конструктора, транслированная на семинаре экспертами Москвы. Среди интересных предложений: урок «Экология жилища» в рамках школьных курсов технологии и проектной деятельности (в экспозициях учащиеся исследуют с точки зрения эко-системы полуземлянку древнего человека эпохи бронзы, калмыцкую кибитку 18 века, крестьянскую избу начала 20 века, типовую городскую тольяттинскую квартиру 21 века); урок по окружающему миру «Всегда ли сказки были детскими?» в детском творческом центре музея о мета-сюжетах русских сказок, соединяющих через персонажи мир мертвых и живых, подземный и небесный мир со срединным человеческим, предметы повседневности и их волшебные свойства  с нелинейной логикой бытия нашего предка. Разработанный урок истории «Ремесла конца ХIХ – начала ХХ в.в.» в зале ставропольских ремесел интересен интегральным подходом (на стыке фольклористики, истории и повседневности). Эко-экспозиция и уникальная геологическая коллекция музея вдохновила разработчиков на создание целых двух уроков по географии: «Полезные ископаемые» и «Природные ископаемые Самарской области». Один из разработанных уроков («Экология жилища») состоится в музее уже в каникулы - педагоги 93-й школы Тольятти, которым принадлежит данная идея, готовы привезти в ТКМ первые группы. Для реализации остальных уроков требуется проектная доработка, инициатива разработчиков - музейщиков и педагогов, а также включение административного ресурса директоров школ, руководителей департаментов, структур городской администрации, и это - дело будущего.

Seminar 2Второй день семинара - «Дополнительное образование в музее. Технология разработки музейных занятий и игровых путеводителей» - стал продолжением практической работы участников. Москва и Пермь продемонстрировали кейсы по современным подходам к проектированию музейных мероприятий и созданию путеводителей.  Участники семинара познакомились с межмузейной досуговой программой «Семейное путешествие» (которая успешно работает на базе нескольких московских музеев в контексте межмузейного абонемента), моделью детского музейного центра Пермского краеведческого музея и игровыми технологиями в традиционных музейных экспозициях.

Ведущие семинара отметили, что «капиталом» для посетителей музея сегодня является вовсе не новое знание, а эмоциональные эффекты от переживания сопричастности культуре: сформулированные смыслы, вдохновение, освобождение от иллюзий, наставничество, повышение самооценки, новый опыт. Кроме известных в музейной сфере мероприятий(акция, занятие, экскурсия, концерт, викторина, урок, реконструкция, перформанс, театрализация, кинопоказ, клуб, игра, мастерская, квест), участники открыли для себя новые форматы и сценарные ходы, которые могут быть реализованы в музеях сегодня: безумное чаепитие, суд, школа разведчиков, беспамятный экскурсовод, Айболит для динозавров.

Общение было бурным и полезным. Уроки снимали на видео, кейсы фотографировали, экспертов во время чайных пауз не отпускали... А «сухой остаток», можно сказать, держится на трех китах: Тольяттинский краеведческий музей, по-прежнему, коммуникационная площадка экспертов и профессионалов для города и региона; музейно-образовательные технологии («конструкторы») помогают создавать современные продукты для системы образования с вовлечением уникального культурного наследия «места», сконцентрированного в музейных экспозиций и музейном подлиннике; для создания качественного образовательного продукта Музея и Школы необходимы отдельные проекты-пилоты и административный ресурс на уровне города.Seminar 1

Приведем отзывы участников семинара по итогам анкетирования. На вопрос  «Самый полезный материал семинара» получены следующие ответы: Лекция «Музей + посетитель»; Конструктор музейного урока; Место музея в учебном процессе;  Работа в проектных группах; Практическая часть, общение, обмен опытом; Лекции и тренинги С. Пантюлиной; Мотивация посетителей; Лекция с элементами анализа представленного урока; Групповое обсуждение представленных уроков - ошибки и пути развития; Необычные ракурсы музейной педагогической практики; Практические занятия, работа в группах, примеры; И выступления, и общение, и интерактив; Мы придумали музейные уроки и собираемся их провести!

 

 

График_работы

вторник - воскресенье с 10.00 до 18.00,

среда с 10.00 до 21.00,

понедельник - выходной,

последняя среда месяца - день бесплатного посещения для детей до 18 лет,

последняя пятница месяца – санитарный день.

thumb logo RPGU 2a

logo_mkrf

icon_pfo

logo minKult  

logo

Музеи России

Встречайтесь

Информационная_поддержка

thumb CTC logo

logo_primemedia
thumb ПС logo 1

Togliatti logo-01