Новости

Итоги круглого стола

thumb 0015 22 апреля в музее в рамках «Татищевских чтений 2015» прошел круглый стол  «Литература как наследие, инструмент и ресурс» с участием представителей литературного мира науки, образования, блогосферы музейного и библиотечного дела. В ходе круглого стола выявились как точки взаимопонимания и согласия между его участниками, –  представителями различных профессиональных компетенций и видов деятельности в сфере культуры, – так и резкие расхождения во взглядах.

Дискуссия показала, что конфликт между литературой – традиционным искусством и литературой в различных представлениях и модификациях искусства «авангардного» продолжает быть достаточно острым, происходящим как на уровне эстетических взглядов, так и вообще ценностных предпосылок. Он затрагивает не только авторов, но и аудитории.

«Традиционное» литературное искусство, воспитанное классическим наследием и даже в самых смелых, современных и экспериментальных своих образцах сохраняющее фундаментальные черты «классического» отношения к устройству и компонентам художественного текста, не имеет установки на обращение к конкретной или избранной  целевой аудитории. Как было сказано одним из докладчиков, искусство, вообще-то, имеет целью явить образец прекрасного. Решение использовать такой образец для уточнения персональных ценностей или как мотив сделаться лучше самому, найти пути избавления от «внутренней дряни» – хоть бы и через согласие на болезненное «прижигание» сердца «глаголом», - это дело сугубо добровольное. Не хочешь – не надо, никто не заставит. Но по умолчанию такой образец прекрасного – где-то явный, где-то сокрытый, – адресован всему человечеству. Поэтому-то, нам не сложно говорить о практической применимости традиционной художественной литературы, соглашаться с тем, что она может быть как инструментом, так и ресурсом, а не просто искусством ради искусства. По крайней мере, на уровне преследования цели «сделать человека лучше». Даже впечатление от совершенства обращения со словом может стать отправной точкой для совершенствования себя.

Что же касается искусства авангардного, то его язык, по определению, остается понятен лишь аудитории, на него ориентированной. Поэтому, обобщение практического назначения литературы, рождающейся здесь, порой –  сплетающейся с иными видами творческой деятельности в экспериментальные художественные формы, практически невозможно. Это творчество для тех, кто «в теме»: знаком с конкретными принципами и методами, проникся конкретным эстетическим манифестом и т.д. И здесь есть некий парадокс, поскольку именно в связи с авангардным искусством все чаще бывают затронуты проблемы социальные, именно оно все чаще имеет отправной точкой не эстетику, а полемическую направленность или общественную позицию автора. Бывает даже так, что отчетливый, как это видится автору, художественный жест сопротивления некому деструктивному явлению или попытка заполнения смысловой пустоты воспринимаются «неспециальной» публикой как жест, в свою очередь, деструктивный или очередная бессмыслица.

Таким образом, оппозиция массовой культуре в её дегенеративных формах остается бременем лишь культуры традиционной, а не той, которая позиционирует себя передовой, максимально отвечающей духу времени.

thumb 017

Другой достаточно конфликтной точкой дискуссии стала прогностика на тему будущего художественной литературы в связи с экспансией цифровых форматов хранения и трансляции любой информации. Мнения здесь расходились от убежденности в том, что бумажная страница книги пребудет вечно, до аргументированных доводов в пользу того, что традиционная печатная форма неизбежно станет артефактом прошлого, литература же неизбежно уйдет в мир «цифры», где не сможет избежать серьезных изменений – вместе с изменением типичного характера читателя, его потребностей. Приводились конкретные примеры того, как это происходит уже сейчас. Серьезные проблемы были показаны при затрагивании темы общего психологического перерождения такого человеческого индивида, для которого цифровое пространство Интернет является не вторичной, а первичной реальностью.

Ожидаемым было и упоминание о том, что авторитет блогера уже в настоящем начинает затмевать авторитет писателя, если только сам писатель не является одновременно активным представителем блогосферы. Блогер быстрее сообщает факт, быстрее получает отклик, быстрее инициирует событие, оперативнее формирует контент и, что важно, в состоянии изменить в угоду момента контент уже существующий. Для него почти не существуют проблемы невозможности компенсировать неверно принятые решения. Даже просто как источник дохода блог – удобнее и надежнее, чем традиционная литературная деятельность, хоть бы и самая коммерчески ориентированная.

Ну и, конечно, хрестоматийнейший из вопросов: «Современна ли классика?» - не мог не прозвучать

под занавес прений, получив, все-таки, больше взвешенных мнений и аргументов «за», чем «против».

В целом, круглый стол обнаружил, что профессиональные и деятельные сообщества в сфере культуры нуждаются в периодическом возвращении к обсуждению целого ряд вопросов, в особенности, – тех, которые видятся вечными и не разрешимыми или, наоборот, давным-давно укомплектованными суммой окончательных ответов. Мир меняется незаметно, даже если изменения серьёзны. Его деформация или трансформация – сказывается и на человеке, и на созданном человеком искусстве (важнейшей частью которого является литература), и на взаимоотношениях человека с искусством. Не всегда изменения синхронны и сообразны.

Кроме того, деятель культуры или её функционер – как никто другой нуждается в периодической проверке на прочность, на упорядоченность и системность собственных позиций, установок и убеждений. И лучше всего это происходит в полемике. По итогам преобладающих оценок и отзывов, полученных от участников и слушателей круглого стола, инициаторы вправе констатировать его содержательность и результативность.

С.О.Лысяков – координатор круглого стола,

ученый секретарь МБУК ТКМ

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

График работы:

  • вторник - воскресенье с 10.00 до 18.00,
  • понедельник - выходной,
  • последняя среда месяца - день бесплатного посещения для детей до 18 лет,
  • последняя пятница месяца – санитарный день.

thumb logo RPGU 2a

Logo bus gov

logo_mkrf

logo minKult  

logo

 Встречайтесь  vmeste copy

Информационная_поддержка

logo primemedia

thumb ПС logo 1

Togliatti logo-01

.