8 (8482) 48-55-62
касса музея
phone 8 (8482) 48-04-07
заказ экскурсий
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен, закрыть
phone
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
found

Появление в Тольятти в конце 70-х гг. серии монументально-декоративных композиций «История Транспорта» на одной из первых улиц Автозавода – Революционной – выглядело вполне закономерным. Тольятти – автомобильная столица Родины, выпускающая первый в мире «народный автомобиль» - был благосклонен к искусству. Творить его были призваны лучшие силы страны...

 

Транспорт (лат.) — «перемещаю»; термин бухгалтерии, означающий в дословном переводе перенос.

Энциклопедический словарь.

 

Чем современное искусство отличается от того, которое делалось художниками СХ СССР? С моей точки зрения, ничем или очень малым. Как может искусство за несколько лет полностью измениться в сути? Это невозможно. Тут много игры, спекуляций. Происходит смена мод, манер, что по сути профессионального состояния искусства не меняет. Мы в начале большого пути. Мир не рушится, мир трясется потому, что находится в дороге.

Андрей Васнецов, академик Академии художеств.

Появление в Тольятти в конце 70-х гг серии монументально-декоративных композиций «История Транспорта» на одной из первых улиц Автозавода – Революционной – выглядело вполне закономерным. Тольятти – автомобильная столица Родины, выпускающая первый в мире «народный автомобиль» - был благосклонен к искусству. Творить его были призваны лучшие силы страны – серию монументов выполнил Андрей Владимирович Васнецов(1924-2009гг), лауреат всех возможных в стране государственных наград: Народный художник СССР, лауреат Премии Ленинского комсомола, Государственной премии СССР, Премии Совета Министров СССР, премии президента РФ, а, кроме того, председатель правления Союза художников России (1988-1992гг), действительный член РАХ.

 «История Транспорта» состоит из трех самостоятельных композиций - паровоз, колесный пароход, воздушный шар - образующих целое. Следует заметить, что выбор места для произведений не был случайностью: в 1977г. при создании Генерального плана застройки Автозаводского района  (разработчик – ЦНИИЭП жилища) объекты были спроектированы, пройдя определенные процедуры, одобрены общественностью, советскими и партийными органами. В городском ландшафте - на ул.Революционной, главной эспланаде – они появились в 1979г., как произведение искусства, призванное решить объемно-пространственную композицию жилой среды района. Зачем? Для воодушевления работников завода, для стимулирования творческого труда, в котором каждая деталь – неслучайна, закономерна, подчинена целому, усилию, в итоге служащему людям.

Любовь к деталям, максимальная реалистичность формы – вот что отличает «Историю». Складки на пелерине кавалера, завитки волос в прическе дамы, пуговки на мундире машиниста – мы видим живых людей, с характерами, жизненными историями. Машинист служат не машине – людям. Люди пользуются машиной, не персонифицируя ее, не заменяя ею живой существо и отношения, а для реализации собственных жизненных историй (что может быть важнее!), которые проистекают в определенной, сообразно времени, стилистике форм окружающего мира. Фактура «Транспорта» поражает правдоподобностью – мы видим деревянную обшивку судна, чувствуем металл устремленного корпуса паровоза, заворожено наблюдаем, как вырывается из трубы огонь, как «дым  кольцами» утрачивает, в конечном счете, форму и испаряется в эфире, возвращаясь в мир первоэлементов. А колесо паровоза, действительно, крутится! Это достигается специальными художественными приемами: применением волнистой линии соединительных элементов, наряду с прямыми. Другой особенностью «Истории» является совершенная композиция – произведения с любого ракурса осмотра идеальны с точки зрения композиционного решения (признак высочайшего пилотажа в монументально-декоратаивном искусстве, свидетельство мастерства художника).

Работа над «Историей Транспорта» продолжалась четыре года, в Москве. Причем, Васнецов выступил здесь не только как художник, но и как конструктор - используются сложные масштабные металлические конструкции: воздушный шар 10 × 6 × 6 м, пароход и паровоз -  10 × 6 × 3 м. Отметим, что произведение и его разнообразные (во множестве) элементы выполнено из  листового металла нескольких видов, путем ковки.

На 80-летие Васнецова фигуры дамы и кавалера, машиниста стояли рядом с именинником - как дорогие персонажи, которые хоть и стоят в Тольятти, на транспорте давно минувших дней, навсегда остаются в сердце. Творца. Которое, говорят, не умирает.

 

 

Любовь Черняева,

Зав.сектором проектной деятельности ТКМ,

куратор проекта «ПАМЯТЬ МЕСТА: о мере»,

(8482) 485563

В статье использованы материалы искусствоведа А.П.Антоновой, ее фотографии, а также фотографии из фонда Тольяттинского краеведческого музея.

Заметим, что академик А.Васнецов также выполнил мозаики кинотеатра «Сатурн» в Тольятти, о чем мы расскажем позднее.

ПАРТНЕРЫ

part1 part4
part2 FDN1.jpg

 

icon vk ok

part5 part6